ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Камю, Альбер
В отличие от Christian existentialism, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.
Нерелигиозные убеждения
Альбера Камю относят к представителям atheist existentialism, его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.
Сочинения
Проза
Романы
- Чума (La Peste) (1947)
- Первый человек (Le premier homme) (неоконченный, опубликовано посмертно в 1994)
Повести
- Посторонний (L’Étranger) (1942)
- Падение (La Chute) (1956)
- Счастливая смерть (La Mort heureuse) (1938, опубликовано посмертно в 1971)
Рассказы
- Изгнание и царство (L'Exil et le royaume) (1957)
- Неверная жена (La Femme adultère)
- Ренегат, или Смятенный дух (Le Renégat ou un esprit confus)
- Молчание (Les Muets)
- Гостеприимство (L'Hôte)
- Иона, или Художник за работой (Jonas ou l’artiste au travail)
- Растущий камень (La Pierre qui pousse)
Драматургия
- Недоразумение (Le Malentendu) (1944)
- Калигула (Caligula) (1945)
- Осадное положение (L’État de siège) (1948)
- Праведники (Les Justes) (1949)
- Реквием по монахине (Requiem pour une nonne) (1956)
- Бесы (Les Possédés) (1959)
Эссе
- Восстание в Астурии (Révolte dans les Asturies) (1936)
- Изнанка и лицо (L’Envers et l’Endroit) (1937)
- Ветер в Джемила́ (Le vent à Djémila) (1938)
- Брачный пир (Noces) (1939)
- Миф о Сизифе (Le Mythe de Sisyphe) (1942)
- Бунтующий человек (L’Homme révolté) (1951)
- Лето (L'Été) (1954)
- Возвращение в Типаса́ (Retour à Tipaza) (1954)
- Размышления о смертной казни (Réflexions sur la peine capitale) (1957), совместно с Артуром Кёстлером, Размышления о гильотине (Réflexions sur la Guillotine)
- Шведские речи'' (Discours de Suède) (1958)
Прочее
Автобиографии и дневники
- Злободневные заметки 1944—1948 (Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
- Злободневные заметки 1943—1951 (Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
- Злободневные заметки 1939—1958 (Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
- Дневники, май 1935 — февраль 1942 (Carnets I, mai 1935 — février 1942) (опубликовано посмертно в 1962)
- Дневники, январь 1942 — март 1951 (Carnets II, janvier 1942 — mars 1951) (опубликовано посмертно в 1964)
- Дневники, март 1951 — декабрь 1959 (Carnets III, mars 1951 — décembre 1959) (опубликовано посмертно в 1989)
- Дневник путешествия (Journaux de voyage) (1946, 1949, опубликовано посмертно в 1978)
Переписка
- Переписка Альбера Камю и Жана Гренье (Correspondance Albert Camus, Jean Grenier, 1932—1960) (опубликовано посмертно в 1981)
- Переписка Альбера Камю и Рене Шара (Correspondance Albert Camus, René Char, 1949—1959) (опубликовано посмертно в 2007)
Издания на русском языке
- Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с. ISBN 5-05-002281-9 (Мастера современной прозы)
- Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки / Пер. с франц. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с франц. — М.: Политиздат, 1990. — 416 с., 200 000 экз.
- Камю А. Actuelles / Перевод с фр. С. С. Аванесова // Интенциальность и текстуальность: Философская мысль Франции ХХ века. — Томск, 1998. — С. 194—202.