ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Капнист, Василий Васильевич
В 1781 году Капнист женился на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и жены Державина.
Возвращение на родину
В 1784 году Капнист переехал в свое поместье Обуховку. Там он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, а в 1785 году был избран киевским дворянством в губернские предводители.
В отставке Капнист занимался общественными и литературными делами. В 1785 году он стал членом Российской академии. В 1798 году была поставлена его комедия «Ябеда», запрещённая после четвёртого представления.
В 1896 году Бронислав Дембинский опубликовал обнаруженные им документы, согласно которым некий Капнист в 1791 году посещал Берлин и обсуждал с канцлером Пруссии возможность перехода «его земляков» под прусскую протекцию. Данного визитёра специалисты отожествляют либо с Василием Капнистом, либо с его братом Петром. Существует также версия, что ним был другой брат Василия — Николай. .
Семья
- Отец — Василий Петрович Капнист (? — 1757) — миргородский и киевский полковник Войска Запорожского.
- Мать — Софья Андреевна Дунина-Борковская
- Жена (с 1781)— Александра Алексеевна Дьякова, дочь обер-прокурора Алексея Афанасьевича Дьякова, сестра Марии Львовой и Дарьи Державиной. В браке родились:
- Екатерина (1784/86—1837) — с 1819 года замужем за колежским советником Александром Ивановичем Полетикой;
- Семён (1791/92—1843) — женат с 1823 года на Елене Ивановне Муравьёвой-Апостол;
- Владимир (1793—1817);
- Иван (1794/95—1860) — сенатор, женат на Пелагее Ивановне Горленко;
- София (1794/95—?) — автор мемуаров, с 1840 года замужем за генерал-майором Василием Антоновичем Скалоном;
- Алексей (1796/97—1867/69) — участник «Союза благоденствия», женат с 1833 года на Ульяне Дмитриевне Белуха-Кохановской;
- Внук — граф Пётр Иванович Капнист (1830—1898), писатель, поэт и драматург.
- Правнучка — Капнист, Мария Ростиславовна (1915—1993), актриса.
Творчество
Поэзия
Капнист примыкал к литературному кружку Львова, в который входили также Державин, Хемницер, Богданович, Оленин. Внимание читающей публики Капнист обратил на себя впервые напечатанной в июньской книге «Санкт-Петербургского вестника» (1780) «Сатирой первой», перепечатанной впоследствии в «Собрании Любителей российской словестности» под заглавием «Сатира первая и последняя».
В 1783 молодой литератор написал торжественную «Оду на рабство», которую, однако, решился напечатать лишь в 1806. В этом произведении Капнист является южно-русским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В 1786 новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться «верноподданный» вместо прежнего «раб», побудил Капниста написать «Оду на истребление в России звания раба».
В последующие годы произведения Капниста печатались во многих журналах и альманахах — «Новых ежемесячных сочинениях», «Московском журнале», «Аонидах» Карамзина. Капнист примыкает к сентименталистам во главе с Карамзиным. В 1796 Капнист издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустшием на заголовке:
\ Капниста я прочел и сердцем сокрушился \ Зачем читать учился.
«Ябеда»
Через два года появляется на сцене главное литературное произведение Капниста — комедия «Ябеда». Эта комедия заняла выдающееся2012 место в отечественном репертуаре и до появления на сцене «Горя от ума» и «Ревизора», имеющих по своей обличительной тенденции много общего с «Ябедой», пользовалась выдающимся2012 успехом. Она была направлена против взяток и беспорядков, процветавших в судах, и очень резко на них нападала: на тип судьи, про которого говорится,
\ Что и ошибкой он дел прямо не вершил, \ Что с кривды пошлиной карманы начинил, \ Что он законами лишь беззаконье удит;
на самые судейские порядки, при которых любое дело, «как солнце будь, то будет, аки мрак»: пьяные судьи, которые в комедии распевают песню:
\ Бери, большой тут нет науки, \ Бери, что только можно взять, \ На что ж привешены нам руки, \ Как не на то, чтоб брать, брать, брать,
Пьеса, разрешённая Павлом I к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I не сразу получила права гражданства. Популярность «Ябеды» в начале XIX столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии обратились в поговорки.2012
Память
В 2008 году в селе Великая Обуховка открыт памятник Василию Капнисту.
Страницы: 1 2