ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Кесельман, Семён Иосифович


В то же время стихотворение «Письмо из усадьбы» (1910 г.) И. Северянина, этой, по отзыву О. Б. Кушлиной, пародической личности было создано от имени скучающей по любовнику героини. Сходная ситуация ещё раз была пародийно обыграна Кесельманом в его юмористическом рассказе «Муж».

Дар лирического поэта в Кесельмане высоко ценил В. П. Катаев:

Начало цитатыНекоторые волшебные строчки выпали из полузабытых стихов, как кирпичи из старинных замков эпохи Возрождения, так что пришлось их заменить другими, собственного изготовления. Но, к счастью, лучшие строчки сохранились.

Почему нас так волновали эти стихи? Может быть, мы и были этими самыми бедными ланжероновскими рыбаками, и сентябрь ярусами плыл по низким облакам, и нам снились несказанные блоковские сны, и по морю, где-то далеко за Дофиновкой, ходили святые и над водой носили звезды: Юпитер, Вегу, Сириус, Венеру, Полярную звезду…

К этому мнению присоединяется поэт и переводчик Александр Биск. В 1947 году, находясь в эмиграции в США, он писал в своих воспоминаниях:

Начало цитатыОдним из самых слабых считался у нас [в литературном кружке “Среда”] Валентин Катаев: первые его вещи были довольно неуклюжи; я рад сознаться, что мы в нём ошиблись. <Не> все молодые писатели вышли на большую дорогу. Очевидно, кроме таланта нужно и счастье, и уменье подать себя. Что стало, например, с Семёном Кессельманом, очень талантливым поэтом, которого я лично ставил выше всех остальных? Он прекрасно умел передать чувство одиночества в большом городе.

Другой современник следующим образом отзывался о поэтике Семёна Кесельмана: Начало цитаты…несмотря на молодость поэта С. Кесельмана, в его стихах можно найти все признаки наличности поэтического темперамента и художественного чутья автора. Обстановка поэзии С. Кесельмана: вечер, сумерки. В полумгле неясные очертания предметов, людей, притихшие звуки. Я люблю стихи С. Кесельмана за их нежность, временами доходящую до сентиментальности, за тонкий, покрытый полупрозрачной дымкой рисунок»

В наши дни Алёна Яворская — сотрудник Одесского Литературного музея — на страницах «Мигдаль-Times» так аттестует творчество Кесельмана: «Эскесс — это прелесть поэзии „серебряного века“, немного застенчивый, бесспорно, самый известный в 1914 году из „молодых поэтов“. На него ссылались, его уважали, „на него ходили“. Он был одной из восходящих звёзд Литературно-артистического общества».

Как пишет Валентин Катаев: «Одно из его немногочисленных стихотворений (кажется, то, которое понравилось Блоку) считалось у нас шедевром. Он сам читал его с благоговением, как молитву»:

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ

Прибой утих. Молите Бога,

Чтоб был обилен наш улов.

Страшна и пениста дорога

По мутной зелени валов.

Печальны песни нашей воли,

Простор наш древен и велик,

Но нас хранит на зыбком поле

Прибитый к мачте тёмный лик.

Туманны утренние зори,

Плывет сентябрь по облакам;

Какие сны на синем море

Приснятся тёмным рыбакам?

Темна и гибельна стихия,

Но знает кормчий наш седой,

Что ходят по морю святые

И носят звёзды над водой.

Как отмечают комментаторы, предположение Катаева могло основываться на том, что это стихотворение 1913 года было опубликовано в «Одесских новостях» в 1915 году, а год спустя было перепечатано в петроградском «Новом Сатириконе». Иного способа узнать о нём у Блока не было. Следовательно, на организационном собрании Петра Пильского в «Литературке» у Кесельмана этого письма, если оно вообще существовало, не могло быть — это ещё одна неточность мемуариста.

Александр Биск выделяет другое стихотворение Семёна Кесельмана: «Его образы были неожиданными, но убедительными. Одно стихотворение начиналось так: „Я жду любви, как позднего трамвая“. Это смело, но если вдуматься, как это хорошо».

Я жду любви, как позднего трамвая,

Гляжу во мглу до слёз, до боли глаз,

Творя волшбу, чтоб точка огневая

В конце пустынной улицы зажглась.

Я жду. В душе, — как Млечный путь в цистерне, —

Лишь отраженья зыблются одни.

И грезится, что в сырости вечерней

Уже скользят прозрачные огни.

Разрозненные в периодике и всевозможных альманахах стихотворения так никогда и не были собраны Кесельманом в единый поэтический сборник и ни разу ни кем не переиздавались. Вдове поэта М. С. Савельевой удалось сохранить небольшой по объёму архив Семёна Иосифовича. Некоторые рукописи находятся сейчас в Одесском литературном музее. Рукопись стихотворения «Вид из окна» с подписью «Эскессъ» выставлена в музейной экспозиции. Как считает Елена Каракина, в имеющихся рукописях стихов «силён призвук поэтов-сатириконовцев — и Дона Аминадо, и Саши Чёрного, тем не менее мы не имеем права говорить об их вторичности. Скорей о параллельности настроений петербургских и одесских поэтов начала века». Его немногочисленные юмористические произведения доступны сейчас в составе сборника «Антология Сатиры и Юмора России XX века». Том 32. «Одесский юмор».

Безымянная могила Семёна Иосифовича Кесельмана находится рядом с могилой его супруги Милицы Степановны Савельевой (Зароковой).

Библиография

Сатира и пародии

  • Муж. Рассказ. — Молодой журнал, <Одесса>, 1913, № 1. С. 44–46;
  • Искания. Сатирическая поэзия.
  • Поэт, блины и любовь. Масленичная история с моралью. Стихотворение.
  • Случай в провинции. Сатирическая поэзия.
  • Баллада о Джоне Фальстафе. (Виктору Хенкину) Стихотворение.
  • Предвыборная песня Правая. Стихотворение.
  • «Кто говорит, что у меня есть муж…» Пародия на стихи Игоря Северянина.

Лирика

  • «Я жду любви, как позднего трамвая». Стихотворение. — Альманах «Шёлковые фонари», Одесса, 1914. С. 23;
  • Вид из окна. Стихотворение.
  • Святой Николай. Стихотворение. 1913 г. — Одесские новости. 1915. 22 марта (4 апреля). С. 2; Стихотворение перепечатано в петроградском журнале «Новый Сатирикон». 1916. № 49 (1 декабря). С. 5;
  • Зимняя гравюра. Стихотворение. 1914. — Альманах «Шёлковые фонари», Одесса, 1914. С. 24:
  • Окно в апрель. Стихотворение. 1914
  • Агнесса. Стихотворение. — Огоньки. Литературно-художественный еженедельник. Одесса. 1918. 8 июня (27 мая). <С.1>;

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить