ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Кикути Кан


ИмяКикути Кан
Оригинал имени菊池 寛
Дата рождения26.12.1888
Место рожденияТакамацу, Япония
Дата смерти6.03.1948
Род деятельностиписатель, сценарист, издатель

26 декабря 1867 — 6 марта 1948 — писатель, сценарист, издатель. Настоящее имя Кикути Хироси. Родился в Такамацу в семье небогатого школьного канцеляриста.

Жизнь и творчество

Окончив среднюю школу, он поступил в Токийское педучилище, откуда, правда, вскоре был исключен. Кикути Кан примыкает к журналу «Синситё». Его сотоварищами становятся Акутагава Рюноскэ и другие представители неореализма. С перерывами он учился в разных учебных заведениях, а также в университетах Мэйдзи и Васэда, но по-прежнему главным источником получения знаний для него было самообразование. Последним местом учебы был Киотоский университет, который он оканчивает в 1916 г.

Известность к Кикути Кану приходит в 1918 г., когда он опубликовал «Дневник безвестного литератора» и «Летопись подвига князя Таданао». Однако еще раньше вышли в свет новеллы «Спасительница утопленников» (1916), «Осмеяние мертвых» (1918), «Поручик Жерар» (1918), пьеса «Возвращение отца» (1917).

Творчество Кикути Кана принято делить на два периода — произведения в жанре «чистой» литературы и произведения в жанре «массовой» литературы.

Для первого периода творчества писателя характерна критика догматов феодальной морали. Этим, вероятно, может объясняться неоднократное обращение писателя к темам кровной мести и самоубийства.

Часть «просветительских» новелл Кикути, написанных в первый период творчества, близка по характеру к историческим произведениям. Характерен рассказ «Начало голландской учености» (1921), который посвящен деятельности двух видных ученых эпохи Эдо — Сугита Гэмпаку (1733—1817) и Маэно Рётаку (1723—1803).

Роман «Портрет дамы с жемчугами» (1921) — одно из лучших произведений Кикути. Роман поднимает проблему эмансипированной женщины в 20-е гг. XX столетия.

В 1923 г. Кикути Кан стал издавать собственный журнал «Бунгэй сюндзю», на страницах которого яростно выступал против пролетарской литературы, может быть, это отчасти и обусловило необыкновенную популярность журнала в те годы. Кикути Кан завоевывает репутацию не как писатель, а как комментатор и критик, арбитр литературных споров, спонсор и ментор начинающих литераторов, наконец, как издатель и предприниматель. Этот период творчества характеризовался созданием произведений в жанре «массовой» литературы. Цель и задачи Кикути Кана и других представителей литературных кругов в те годы заключались в том, чтобы расширить рамки «чистой» литературы, сделав ее достоянием широких масс.

Кикути Кан явился инициатором учреждения двух литературных премий — имени Акутагавы и имени Наоки в 1935 г., лауреатами которых становятся писатели и по сей день.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить