ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Книжник-Ветров, Иван Сергеевич


В 1906 году написал и опубликовал книгу «Анархизм: его теория и практика», (СПб., 1906). В сентябре 1906 участвовал в съезде российских анархистов (Лондон), выступил с докладом «Отношение коммунистов-анархистов к существующим в России политическим партиям».

Суть доклада сводилась к отрицанию роли межпартийных коалиций:

Начало цитаты«…Между коммунистами-анархистами, с одной стороны, и либералами или социалистами, с другой — существует непроходимая пропасть. …Хотя социалисты стремятся к социализму подобно нам, но поскольку они и его желают опирать на насилие государства в будущем и поскольку стремятся к нему путём участия в государственной власти в настоящем, постольку они враждебны для нас не меньше либералов. Всем, до сих пор сказанным, сам собою даётся вполне отрицательный ответ на вопрос о возможности какого бы то ни было соглашения между нами и какой-либо из существующих политических партий».
Выступал с докладами по теории и истории анархизма, проводил занятия в кружке еврейских рабочих и Народном университете 14-го округа Парижа. Помимо названных газет Книжник-Ветров публикуется в «Буревестнике» — газете «анархистов-коммунистов»..

Наряду с именами Бакунина, Лозинского, Кропоткина, Раевского, Гогелия, Книжник-Ветров выдвигается в число ведущих российских теоретиков анархизма. Он — представитель русских анархистов в межпартийной кассе взаимопомощи. Но вскоре его взгляды претерпевают эволюцию: из ортодоксального последователя Кропоткина он становится приверженцем религиозно-мистического направления в анархизме. С 1908—1909 Книжник-Ветров — религиозный или христианский социалист.

Возвращение в Россию

В 1909 г. И. С. Книжник-Ветров возвращается на родину, но по приезде в Петербург он был выдан провокатором, посажен в тюрьму «Кресты», а затем на три года сослан в Тобольскую губернию. В 1912—1917 гг. он принимает участие в собраниях Религиозно-Философского общества, где снова встречается с Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, П. Б. Струве и другими богискателями. В эти годы он ещё ведёт переписку с И. С. Гроссманом (Рощиным), Федоровым-Забрежневым, однако отходит от анархизма, пропагандирует толстовство, христианский социализм, о чём опубликовал ряд брошюр. Он много публикуется в либеральной и леворадикальной печати: в «Московском еженедельнике», «Московской газете», кадетской «Речи», эсэровских «Заветах» и т. п. В июле 1915 г. Книжник-Ветров официально принял христианство и стал Иваном Сергеевичем.

Начало цитаты«С детства же во мне были взращены религиозные предрассудки, вследствие того, что отец обучал меня Библии и я слушал его разговоры с сектантами-штундистами. Позднее к ним присоединились идеалистические философские и религиозные предубеждения, воспринятые на лекциях профессоров Г. И. Челпанова и князя Е. Н. Трубецкого в Киевском университете и от чтения философских сочинений Вл. Соловьева и Бергсона».
Книжник-Ветров считал себя учеником Канта и Бергсона. В 1916 г. он снова попадает на военную службу, где также занимается политической агитацией в духе религиозного социализма.

В годы революции

В 1917 Книжник-Ветров — писарь в 178-м запасном пехотном полку, 11 марта 1917 г. он был послан от полкового комитета делегатом в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. С июня член Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Впервые стал сочувствовать большевикам в июле 1917 г. Октябрьскую революцию встретил с энтузиазмом и сразу стал работать для неё.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить