ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Костров, Ермил Иванович
Имя | Ермил Костров |
Дата рождения | 17.1.1755 (6) |
Место рождения | село Синеглинье, Вобловицкая волость, Вятская губерния |
Дата смерти | 20.12.1796 (9) |
Место смерти | Санкт-Петербург |
Отец | Костров, Иван Вуколович |
Мать | Кострова, Екатерина Артемьевна |
Род деятельности | поэт, переводчик |
Жанр | классицизм, сентиментализм |
Язык произведений | русский |
Ермил Иванович Костров (6 января (н.ст. 17) 1755 года, село Синеглинье, Вобловицкая волость, Вятская губерния — 9 декабря (н.ст. 20) 1796 года, Санкт-Петербург) — русский переводчик и поэт, который первым в России перевёл «Илиаду» Гомера и «Золотого осла» Апулея.
Биография
Родился Костров около 1755 года в семье вятского дьячка Кострова Ивана Вуколовича. Мать Кострова Екатерина Артемьевна. Рано лишился отца (умер 27 лет от роду в 1756 г.) и матери (1765 г.). Учился в Вятской семинарии, с 1775 года — в Славяно-Греко-Латинской академии, затем на философском факультете Московского университета (1778—1780).
Как пишет Пушкин, «Костров был от императрицы Екатерины именован университетским стихотворцем и в сем звании получал 1500 рублей жалования». Он хотел преподавать в Московском университете, но до кафедры допущен не был.
К Кострову участливо относился поэт Державин, в хороших отношениях с ним был Суворов, которому Костров посвятил ряд произведений. Но от нищеты спастись не удалось. Происхождение мешало реализовать все его возможности.
От неудовлетворённости Костров заболел и умер в полной нищете от перемежающейся лихорадки в 1796 году. «Костров на чердаке безвестно умирает» — писал в лицейские годы в стихотворении «К другу стихотворцу» Пушкин.
Творчество
Первыми его произведениями были оды архиепископу Платону, князю Потёмкину, Шувалову, Екатерине II, и другие, написанные в подражание Ломоносову, пестрящие церковнославянизмами, в духе нарождающегося сентиментализма. Вскоре Костров отказался от этого жанра, а перешёл к новым, разработанным к тому времени поэтами-лириками — песням и стихотворениям на случай. Но законы жанра диктуют свои правила. Кострову пришлось изменить и темы своих стихотворений. Если раньше он посвящал оды правителям, суворовским победам, мощи и величию прошедших времен, то теперь стал воспевать любовь, веселье, природу.
Язык его произведений также претерпел изменения, он стал простым и понятным, исчезли громоздкие фразы, его мелкие стихотворения — К бабочке, Клятва и другие — грациозны, легки и могут состязаться с лучшими лирическими произведениями XVIII века. Последней крупной работой Кострова в стало прозаическое переложение Оссиана.
Оды Костров напечатал отдельным изданием, а прочие стихотворения помещал в «Московских ведомостях», «Приятном и полезном препровождении времени», «Собеседнике любителей российского слова», «Аонидах» Карамзина (1796) и других журналах.
Память
- В 1853 году Кукольник написал драму Ермил Иванович Костров.
- Драматург Островский избрал его прототипом Любима Торцова в комедии «Бедность не порок».
Сочинения
- Полное собрание сочинений Ч. 1—2, СПб., 1802;
- Сочинения, СПб., 1849 (совм. с соч. Аблесимова);
- Сборник «Русская поэзия». Под ред. С. А. Венгерова. Т. 1. СПб., 1897;
- Стихотворения. Поэты XVIII века. Т. 2. Л., 1958
Библиография
- Бердинских Виктор Аркадьевич, «Он был Поэт не ложно...», М.: Молодая гвардия, 1987.
- Бердинских Виктор Аркадьевич, «Ермил Костров. Судьба поэта», Киров, Волго-Вят. кн. изд-во, 1989.