ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Крепс, Михаил Борисович


ИмяМихаил Крепс
Дата рождения24.7.1940
Место рожденияв Санкт-Петербурге
Дата смерти8.12.1994
Место смертив Бостоне
Род деятельностипоэт, литературовед
Язык произведенийрусский

Михаи́л Бори́сович Крепс (24 июля 1940, Ленинград — 8 декабря 1994, Бостон) — русский поэт, литературовед, палиндромист.

Биография

Отец — инженер, мать — врач. Окончил филологический факультет Ленинградского университета (1967), кандидат филологических наук, специалист по английской литературе. В 1967-1973 преподавал английскую литературу в ЛГПИ, одновременно учился в аспирантуре. В 1974 г. эмигрировал в США. В 1974-1977 преподавал русский язык и литературу в Монтеррее. В 1977-1981 учился в аспирантуре Калифорнийского университета в Беркли на отделении славистики.

Защитил диссертацию «Сатира и юмор Зощенко» (1981) в Беркли, был профессором русского языка и литературы в Бостоне. Опубликовал монографии «О поэзии Иосифа Бродского» (1984), «Булгаков и Пастернак как романисты» (1984), «Техника комического у Зощенко» (1986).

Стихи начал публиковать в 1976 г. Наряду с традиционной, хотя и отличающейся легкостью слога и ритма, лирикой Крепс с самого начала обращался к эффектным и парадоксальным образам, мотивированным зачастую звуковыми соответствиями:


\ Над Невою Овен дан.
\ Небо манит глаз оглядкой —
\ Чёрной в крапинку подкладкой,
\ Как раскрытый чемодан.
\ Месяц вышел на майдан…

Особый интерес Крепса вызывали палиндромы — как цельные палиндромические тексты, так и, что встречается реже, инкрустация палиндромных строк в ткань лирического стихотворения на правах ключевого, акцентированного стиха (ср. первую строку в приведенной цитате).

Твор­чество Крепса далеко от направлений, представи­тели которых непосредственно реагируют на социальные события современности, он не использует в своих произведениях ни русской истории, ни эмигрантской ностальгии, не хочет стано­виться и наставником в морали. Знаниям жизни, которые он черпает из пережитого, увиденного или прочитанного, называя «бу­кетом расхожих истин», Крепс придаёт в своих стихах новую форму. Его позиция зачастую выражена иронически, его формулировки часто вызывающи по отношению к современной культуре и цивилизации. В отдельных стихотворе­ниях он охотно варьирует основную мысль, при­меняя при этом повторы, синтаксические па­раллелизмы, рифмы и контрастные пары. Часть стихов Крепса написана в классической манере (хотя и со многими новыми вариаци­ями) с ритмом и рифмой, а часть — верлиб­ром, вероятно, под влиянием современной польской лирики, которой Крепс занимался в Беркли.

Стихи

  • Интервью с птицей Феникс. — Париж—Нью-Йорк: Третья волна, 1986.
  • Бутон головы. — Филадельфия, 1987.
  • Русский Пигмалион: Поэма. — СПб., 1992.
  • Мухи и их ум: <Палиндромы>. — СПб., 1993.
  • Космос, Петербург, плечо. — Бостон, 1995.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить