ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Малерб, Франсуа де


Франсуа де Малерб (François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют к стилю барокко.

ИмяФрансуа де Малерб
Оригинал имениFrançois de Malherbe
Дата рождения1555
Место рожденияКан
Дата смерти16.10.1628
Место смертиПариж
Род деятельностипоэт
Направлениеклассицизм, барокко
Жанрода, сонет, стансы

Биография и творчество

Начало пути

Малерб происходил из знатной семьи. Отец его был гугенотом, но после Варфоломеевской ночи без колебаний перешёл в лоно католицизма. Франсуа учился в находившихся под влиянием протестантизма университетах Базеля и Гейдельберга. Первые стихи Малерба относятся к 1575 году («Слёзы на кончину Женевьевы Руссель», Les Larmes sur la mort de Genevieve Roussel). В 1576 году оставил семью и попытался самостоятельно сделать карьеру. Перебрался в Прованс и поступил на службу к герцогу Генриху Ангулемскому (бастарду Генриха II) в качестве секретаря. Через год после гибели своего покровителя — в 1587 году — посвятил королю Генриху III свою первую поэму «Слёзы Святого Петра» (Les Larmes de Saint-Pierre), выдержанную в традициях уходящего с литературной сцены петраркизма и написанную под прямым влиянием итальянского поэта Луиджи Тансилло. Генрих III благосклонно принял дар и наградил поэта; два года спустя, в 1589 году, монарх был убит.

Расцвет творчества

В 1590-х годах Малерб попеременно жил то Кане, то в Провансе; сблизился с литератором Никола Пейреском, писателем и мыслителем Гийомом Дю Вером и Антуаном Монкретьеном; побудил последнего к существенной переработке трагедии «Софонисба». Осуществил переводы двух произведений Сенеки: «Нравственные письма к Луцилию» и трактат «О благодеяниях»; позднее, в 1616 году, Малерб опубликовал выполненный им перевод 33 книги «Истории» Тита Ливия. К 1598 году относится одно из лучших стихотворений Малерба — философские стансы «Утешение господину Дюперье на кончину его дочери» (Consolation à M. du Périer sur la mort de sa fille), в которых сильно ощущается влияние неостоицизма. Как указывал Ю. Б. Виппер,

«в стансах нет ни малейшего намека на описание умершей, не отмечено ни одной конкретной, индивидуальной черточки. Поэт стремится смягчить страдания друга с помощью логических доводов о необходимости подавить горе и вернуться к созидательной деятельности, прибегая к проповеди стоической философии, проникнутой пафосом самообуздания и самоотречения»

В ноябре 1600 г. Малерб преподнёс своё сочинение находившейся в тот момент в Экс-ан-Провансе Марии Медичи. То была перекликающаяся с произведениями Ронсара хвалебная ода «Королеве по случаю её благополучного прибытия во Францию» (Sur sa bienvenue en France). Ода была встречена молодой королевой благосклонно и обеспечила в дальнейшем Малербу высочайшую протекцию.

Прибытие в Париж

В Париж Малерб прибыл в 1605 году, уже заслужив репутацию известного поэта. Он был представлен королю Вокленом Дез Ивето, заслужил благосклонную оценку своих стихов и получил жалованье в тысячу франков и придворную должность постельничего. Свои обязанности он исполнял с большим рвением; не упускал возможности сочинить стихотворение по случаю тех или иных событий из жизни двора (включая и любовные увлечения короля). Малерб стал официальным поэтом складывающегося абсолютизма и одновременно разработчиком поэтического языка, способного достойно воспеть деяния монарха.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить