ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Метерлинк, Морис
В поздних пьесах Метерлинк обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает интерес к мистике и оккультизму.
В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчел» (1901), «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьев» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой.
В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».
В 1940 Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947. Скончался писатель в Ницце 6 мая 1949 года от сердечного приступа.
Сочинения
Пьесы
- Принцесса Мален
- Слепые (Les Aveugles, 1890).
- Непрошенная (L’Intruse, 1891).
- Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).
- Пелеас и Мелисанда (Pelléas et Mélisande, 1893).
- Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894).
- Там внутри (Intérieur, 1894).
- Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894).
- Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896).
- Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896).
- Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900).
- Монна Ванна (Monna Vanna, 1902).
- Жуазель (Joyzelle, 1903).
- «Чудо Святого Антония» (Le Miracle de saint Antoine, 1903).
- «Синяя птица» (L’Oiseau bleu, 1908).
- Мария Магдалина (Marie-Magdeleine, 1913).
- Бургомистр Стильмонда (Le Bourgmestre de Stilmonde, 1919).
- Обручение (Les Fiançailles, 1922).
- Беда проходит (Le Malheur passé, 1925).
- Мария Виктория (Marie-Victoire, 1925).
- Могущество мертвых (La puissance des morts, 1926).
- Иуда Искариот (Judas de Kerioth, 1929).
- Берникель (Berniquel, 1929).
- Принцесса Изабелла (La Princess Isabelle, 1935).
- Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc, 1945).
Философские эссе
- Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896).
- Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898).
- Жизнь пчел (La Vie des Abeilles, 1901).
- Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902).
- Двойной сад (Le Double Jardin, 1904).
- Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907).
- Смерть (La Mort, 1913).
- Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916).
- Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926).
- Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928).
- Великая феерия (La Grande Féerie, 1929).
- Жизнь муравьев (La Vie des Fourmis, 1930).
- Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932).
- Великий закон (La Grande Loi, 1933).
- Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934).
- Песочные часы (1936).
- Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936).
- Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937).
- Широкие врата (1939).
- Иной мир, или Солнечные часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942).
Стихи
- Оранжереи (Serres chaudes,1889)
- Двенадцать песен (Douze Chansons, 1896)
- Пятнадцать песен (Quinze chansons, 1900)
Мемуары
- Голубые пузыри (Счастливые воспоминания, Bulles bleues, 1948). (Отрывки в русском переводе К. О. Рагозиной в «Лавке Языков»)
Издание сочинений в русском переводе
- Сочинения в трех томах. — СПб., 1902—1906.
- Полное собрание сочинений в шести томах. — СПб, 1910.
- Полное собрание сочинений в четырёх томах (двух книгах). — Пг., 1915.
- Пьесы. — М., 1958.
- Пьесы. — М., 1972.
- Избранные произведения. — М., 1996.
- Жуазель. Пьесы. — СПб, 2000.
- Тайная жизнь термитов. — СПб, 2002.
Влияние на современное творчество
В «Эвакуаторе» Дмитрия Быкова в предисловии даётся полная версия стихотворения «Пришли и сказали…» из сборника «Пятнадцать Песен» в переводе Ксении Рагозиной, а затем главный герой часто по тексту повторял цитату.
Стихотворение Мориса Метерлинка из сборника «Пятнадцать песен» легло в основу песни «А если бы он» пятого альбома фолк-рок группы «Мельница» «Дикие травы».
Марсель Пруст в 4-м томе эпопеи «В поисках утраченного времени», романе «Содом и Гоморра», неоднократно приводит аналогии поведения влюблённых людей с поведением насекомого около цветка, навеянные ему книгой Мориса Метерлинка «Разум цветов».
Один из альбомов группы Белая Гвардия называется «Сказки Метерлинка». В одноимённой песне с альбома имеются отсылки к пьесе «Синяя Птица».
Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые» легла в основу одноименной оперы композитора Леры Ауэрбах, поставленной режиссёром Дмитрием Белянушкиным на сцене МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 2012 году в рамках фестиваля «Лаборатория Современной Оперы».
Страницы: 1 2