ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Минский, Николай Максимович


ИмяНикола́й Ми́нский
Имя при рожденииНикола́й Макси́мович Виле́нкин
ПсевдонимыНиколай Ми́нский
Дата рождения27.01.1855 (15)
Место рожденияГлубокое (Белоруссия), Виленская губерния
Дата смерти2.07.1937
Место смертиПариж
Род деятельностипоэт, писатель-мистик
НаправлениеСимволизм

Ми́нский Никола́й Макси́мович (настоящая фамилия Виле́нкин; 15, с. Глубокое Виленской губернии — 2 июля 1937, Париж) — русский поэт и писатель-мистик, адвокат.

Биография

Родился в бедной еврейской семье. В 1875 году окончил Минскую гимназию, в 1879 — юридический факультет Петербургского университета. В дальнейшем занимался литературной деятельностью. Его первые стихотворения были написаны на «гражданские темы». В 1882 г. Минский перед заключением брака с писательницей Ю. Яковлевой принял православие. С 3.04.1886 стал присяжным поверенным в Санкт-Петербурге.В 1889 Минский выпустил книгу «При свете совести», где изложена его «теория» мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека «небытие», «внежизненная правда», «внесуществующее и непостижимое» (мэ он значит по-гречески не сущий).

В 1900 Мережковский, Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основывают в Петербурге Религиозно-Философское Общество, ставившее целью сблизить русскую интеллигенцию с церковью.

В 1905 Минский, как и большинство интеллигентов, сочувствовал революции и социал-демократии. Вместе с М. Горьким возглавлял легальную большевистскую газету «Новая Жизнь», в которой, в частности, в тот период была напечатана известная статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Минский как редактор и издатель был арестован, однако затем выпущен под залог. С 1906 жил за границей в Париже, став одним из вождей русского декадентства и символизма, проповедовавшим культ красоты и наслаждения и объявившим войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред «чистоте» художественного творчества.

Вернулся в Россию в 1913 после амнистии, но с началом Первой мировой войны в 1914 эмигрировал окончательно. В начале 20-х годов жил в Берлине, основал там в 1921 «Дом искусств», затем переселился в Лондон, где был сотрудником советского полпредства. С 1927 жил в Париже.

Развивал учение о двух путях добра — эмпирико-рациональном и мистическом. Религиозно-философская концепция изложена в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905).

Стихи Минского отражают коле­бания и противоречия его жизненного пути. Лучшее в них (благодаря чему он, испыты­вавший влияние С. Надсона и Метерлинка, считается предшественником символи­стов) показывает глубину поисков смысла жизни и желание обрести опору в Боге.

Творчество Минского в оценке современников

Раннее творчество Минского (киевский период), наряду с романами Иеронима Ясинского, Виктора Бибикова относят к неоромантической ветви предсимволизма. Об эстетике предсимволизма см.: Владимир Соловьев, «Иллюзия поэтического творчества».

Дмитрий Мережковский оценивал поэзию Минского как пролагающую пути в будущее. Его философские и мистические воззрения он возводил к герметически-гностической традиции. Характеристика поэзии Минского Мережковским выявляет в ней именно те черты, которые вообще типичны для «декадентства» (пессимизм, патология, тоска по смерти, ирония, склонность к рефлексии и др.)

Валерий Брюсов возводил Минского в ранг основного, хотя и не первоклассного представителя раннего символизма. Особенно высоко он оценивал стихотворение «Город смерти», в котором сконцентрированы все существующие признаки «диаволического» мира.

Поэзия Минского, по мнению Александра Блока, сильнее всего там, где она выражает жизнеощущение «декадентской музы» в аллегорической форме. Минский как бы преподносит «рецепт» поэтики и мировоззрения предсимволизма. Выше всего Блок оценивал стихотворение Минского «О двух путях добра».

Семья

В 1925 году вступил в брак с российской писательницей и переводчиком Зинаидой Венгеровой.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить