ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Мольер


Список произведений

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 году.

Пьесы, сохранившиеся до наших дней

  • Ревность Барбульё, фарс (1653)
  • Летающий лекарь, фарс (1653)
  • Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655)
  • Любовная досада, комедия (1656)
  • Смешные жеманницы, комедия (1659)
  • Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
  • Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
  • Школа мужей, комедия (1661)
  • Докучные, комедия (1661)
  • Школа жён, комедия (1662)
  • Критика «Школы жён», комедия (1663)
  • Версальский экспромт (1663)
  • Брак поневоле, фарс (1664)
  • Принцесса Элиды, галантная комедия (1664)
  • Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)
  • Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
  • Любовь-целительница, комедия (1665)
  • Мизантроп, комедия (1666)
  • Лекарь поневоле, комедия (1666)
  • Мелисерта, пасторальная комедия (1666, не окончена)
  • Комическая пастораль (1667)
  • Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
  • Амфитрион, комедия (1668)
  • Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
  • Скупой, комедия (1668)
  • Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
  • Блистательные любовники, комедия (1670)
  • Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
  • Психея, трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
  • Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
  • Графиня д’Эскарбаньяс, комедия (1671)
  • Учёные женщины, комедия (1672)
  • Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы

  1. Влюбленный доктор, фарс (1653)
Три доктора-соперника
  1. Школьный учитель, фарс (1653)
Казакин
  1. Горжибюс в мешке, фарс (1653)
Брехун
  1. Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
Гро-Рене школьник

Другие сочинения

  • Благодарность Королю, поэтическое посвящение (1663)
  • Слава собора Валь-де-Грас, поэма (1669)
  • Разные стихотворения, в том числе
    • Куплет из песенки д’Ассуси (1655)
    • Стихи для балета г-на Бошана
    • Сонет г-ну ла Мотт ла Вайе на смерть его сына (1664)
    • Братство невольничества во имя милосердной Богоматери, четверостишия, помещенные под аллегорической гравюрой в Соборе Матери Божьей Милосердной (1665)
    • Королю на победу во Франш-Конте, поэтическое посвящение (1668)
    • Буриме на заказ (1682)

Критика творчества Мольера

Характеристика

Для художественного метода Мольера характерны:

  • резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;
  • схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;
  • механическое развёртывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.

Предпочитал внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги и живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка и макаронизмами. За это его неоднократно награждали почётным титулом «народного» драматурга, а Буало говорил о его «чрезмерной любви к народу».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить