ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Нагибин, Юрий Маркович
Не менее важным источником вдохновения для писателя были путешествия за границу, доступные в то время далеко не всем. Нагибин за свою жизнь посетил более 30 стран. Творческие командировки для писателя как «глоток чистого воздуха», впрочем, как он сам в дневнике отмечал, дело даже не в самих поездках, а «в тоске по поездке, тоске по Ленинграду, Парижу и невиданной сроду Ниагаре». Из этого душевного состояния (а не из туристско-гостиничного мыкания) могут возникнуть «дивные звуки» (да и возникли — «Моя Венеция»).
Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом, но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Большую часть своего таланта он потратил на «халтуру», вымышленную ложь, прославляющую советский строй. Такова была плата за беспартийность и материальное благополучие. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя.
Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обнаруживает родство с прозой К. Паустовского. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.
Библиография
Вечные спутники. (1972-79) Цикл
- Огненный протопоп.
- Остров любви.
- Царскосельское утро.
- Заступница.
- Сон о Тютчеве.
- Злая квинта.
- Как был куплен лес.
- Смерть на вокзале.
- И кошка его бабушки по имени Крыса
- Сирень
Разное
- А льва жалко.
- Бабье царство. Киносценарий
- Безлюбый.
- Берендеев лес (1977) — по мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
- Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. Повесть
- Богояр.
- Большое сердце. (1944) Сборник рассказов
- Бунташный остров. (1994) Повесть
- Ваганов. (1946) Рассказ
- В апрельском лесу. Рассказ
- Веймар и его окрестности. Рассказ
- Война с черного хода.
- Встань и иди. (1987) Сборник. рассказов
- В те юные годы.
- Гардемарины, вперёд!(1987). Сценарий
- Гардемарины — III (1992). Сценарий
- Где-то возле консерватории. (1973)
- Гибель пилота. (1965) Рассказ
- Гимн дворняжке.
- Далеко от войны. (1964) Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна»)
- Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. (опубл. в 1995) Роман
- Две силы. (1944) Сб. рассказов
- Двойная ошибка. (1940) Рассказ
- Девочка и эхо. Киносценарий
- Дерсу Узала. Киносценарий
- Директор. Киносценарий
- Дневник. (опубл. в 1995) Книга Первое издание Юрия Кувалдина. 1995.
- Загадка Кальмана. Киносценарий
- Дом № 7
- Зерно жизни. (1948) Сб. рассказов
- Зимний дуб. (1953) Рассказ
- Как скажешь, Аурелио. (1966, опуб. в сборнике «На тихом озере», из-во «Советская Россия») Рассказ
- Квасник и Буженинова. (1986) Повесть
- Книга детства. (1968—1975)
- Кнут. (1941) Рассказ
- Комаров. (1953) Рассказ
- Красная палатка. Роман
- Красная палатка. Первые версии киносценария (финальный сценарий создавал итальянский сценарист Эннио де Кончини при участии английского писателя Роберта Болта)
- Любовь вождей (1991) Сборник рассказов
- Машинистка живет на шестом этаже. (1971)
- Мещерская сторона. Рассказ
- Мой первый друг, мой друг бесценный. Рассказ
- Молодожён. (1964) Рассказ
- Молодожён. (1964) Киносценарий
- Москва… как много в этом звуке… (1987) Сборник статей
- Моя золотая тёща. (1994) Автобиографическая повесть
- Мягкая посадка. (1980) Повесть
- На Хортице. Рассказ
- Недоделанный
- Олежка женился (1964) Рассказ
- Ночной гость. (1955) Рассказ — снят одноименный кинофильм (1958)
- Павлик. (1959) Повесть
- Переводчик. (1945) Рассказ
- Перед праздником. (1960) Сборник рассказов
- Переулки моего детства. (1971) Сборник рассказов
- Пик удачи. (1970) Повесть
- Писатель щедрый и радостный… Вступительная статья
- Погоня. (1962) Рассказ — снят одноименный кинофильм (1965)
- Последняя охота. (1957) Рассказ
- Председатель. (1964) Киносценарий
- Прекрасная лошадь.
- Путь на передний край. (1957) Повесть
- Разговор. Рассказ
- Ранней весной. (1957) Рассказ
- Рассказы синего лягушонка. (1991) Сб. рассказов
- Река Гераклита. (1984) Сборник рассказов
- Самый медленный поезд. Киносценарий
- Свет в окне. (1956) Рассказ
- Связист Васильев. [Линия, 1942] Рассказ
- Сильнее всех иных велений. [Князь Юрка Голицын]. Повесть
- Скалистый порог. (1955) Рассказ
- Слезай, приехали. Рассказ
- Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… (1989) Повесть
- Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968) — по мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
- Старая черепаха.
- Страницы жизни Трубникова. (1962) Повесть
- Телефонный разговор.
- Терпение — по мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
- Трубка. (1952) Рассказ
- Трое и одна и еще один.
- Тьма в конце туннеля. (1994) Автобиографическая повесть
- Ты будешь жить. (1972)
- Хазарский орнамент. (1956) Рассказ
- Чайковский. Киносценарий
- Человек с фронта. (1943) Сборник рассказов
- Четунов, сын Четунова. (1954) Рассказ
- Перекур (1969) повесть
- Чистые пруды. (1962) Книга
- Чужое сердце. (1968) Повесть
- Школьный альбом.
- Итальянская тетрадь.(2011) серия эссе, рассказов
- Ярослав Домбровский. Киносценарий
Критика
- Штут С. Рассказ в строю. (1952)
- Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
- Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
- Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
- Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
- Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
- Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
- Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
- Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
- Иванова Т. Практик литературы. (1988)
- Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
- Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)