ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Найдёнов, Сергей Александрович


В этот период написаны, в частности, мещанская комедия «Хорошенькая» (1907), психологическая драма «Роман тети Ани» (1912), пьеса о жизни артистической богемы «Жертвы нашего времени (Безбытники)» (1917; в новой редакции — «Полотняное небо», 1919). Особенно удалась драматургу пьеса «Работница» (1915), создававшая крупный характер женщины-врача.

Октябрьскую революцию Найдёнов приветствовал. В 1921 году он создал хронику «Москва. Сцены из московской жизни 1905 года» — первую советскую пьесу о Революции 1905—1907 годов. В ней изображены массовые революционные собрания, показано отношение различных социальных слоев к Манифесту 17 октября, сделана попытка создать образ большевистского руководителя. В 1922 году, незадолго до смерти Найдёнов заканчивает историко-революционную драму «Неугасимый свет» (1922), в которой очень восторженно отзывался об Октябрьской революции, придавая ей некий сакральный смысл.

О себе и своём творчестве С. А. Найдёнов в конце жизни скажет: «Так или иначе, я долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала […] Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни».

Умер Сергей Александрович Найдёнов 5 декабря 1922 года. На могиле драматурга в мемориальном комплексе «Поликуровский мемориал» установлен памятник, на котором выгравированы слова из его последней пьесы «Неугасимый свет»: «О, Боже мой, какой простор! Какие блещущие дали! Под мною звёзд певучих хор, над мною мир, где нет печали. Светлеет ум… За гранью смерти нет невежд. И нет законов дикаря. Живите, полные надежд. … Неугасимая заря. Неугасимый свет повсюду. Я жив. Я буду жить. Я буду».

После смерти Найдёнова его ялтинская квартира, благодаря стараниям жены и поддержке общественности, была превращена в музей. До Великой Отечественной войны он был одной из достопримечательностей Ялты. Его посещали во время приезда многие советские писатели, артисты. Неоднократно здесь бывали А. В. Луначарский и Н. А. Семашко, которые всячески поддерживали музей. В период немецкой оккупации Крыма много ценных экспонатов музея было расхищено. Те, которые удалось сохранить, переданы литературному филиалу Ялтинского краеведческого музея, где находятся в настоящее время.

Экранизации

Театральные постановки

«Дети Ванюшина»

  • 1901 — Театр Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге. Режиссёр Е. Карпов. В ролях: старик Ванюшин — М. Михайлов, Алексей — Б. Глаголин, Константин — И. Хворостов, Красавин — К. Яковлев, Щеткин — К. Бравич, Людмила — З. Холмская, Катя — М. Лилина, Аня — Н. Музиль—Бороздина. Премьера — 10 декабря
  • 1901 — Театр Корша. Режиссёр Н. Н. Синельников. В ролях: Ванюшин — Светлов, Ванюшина — М. М. Блюменталь-Тамарина, Константин — Леонидов, Алексей — А. Остужев. Премьера — 14 декабря
  • 1969 — Московский театр им. Вл. Маяковского. Режиссёр А. Гончаров. В ролях: Ванюшин — Е. Леонов, с 1972 года Ю. Горобец; Арина Ивановна — Н. М. Тер-Осипян, Константин — А. Лазарев и А. Ромашин, Алексей — В. Вишняк и Е. Герасимов, Клавдия — Т. Карпова, Людмила — С. Мизери, Катя — Н. Гундарева
  • 2012 год Малый театр

«Номер тринадцатый»

  • 1903 — Театр Корша

«Богатый человек»

  • 1903 — Театр Корша
  • 1904 — Театр В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге

«Блудный сын»

  • 1904 — Московский Художественный театр. В роли Надежды Михайловны — М. Лилина

«Авдотьина жизнь»

  • 1904 — Театр В. Ф. Комисса ржевской в Петербурге
  • 1905 — Малый театр

«Стены»

  • 1907 — Московский Художественный театр. В роли Матрены — М. Лилина

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить