ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Ничипоренко, Андрей Иванович


Несдержанный, желчный и предвзятый в отношении Ничипоренко писатель сделал всё, чтобы максимально дискредитировать Андрея Ивановича в глазах современников и потомков:

Василий Кельсиев в рецензии на «Загадочного человека» пытался защитить тех деятелей, кто подвергся столь нелицеприятной оценке Лескова, в частности, Ничипоренко и братьев А. А. и Н. А. Серно-Соловьевичей: «если по груди их проехала тяжёлая телега истории, то я вовсе не вижу, …за что бросать грязью в их память».

По мнению американского исследователя Уильяма Эджертона, Николай Лесков тщательно скрывал свои дружеские отношения с Андреем Ничипоренко. Резкая перемена отношения писателя к революционеру связана с откровенными признаниями Ничипоренко следственной комиссии о своих друзьях и знакомых. Лесков писал по этому поводу: «Невозможно понять, с какой целью покойный Ничипоренко при следствии вызывал из своей памяти самые пустые события, о которых его никто не спрашивал, а иногда просто даже сочинял, чтобы только приписать в свои показания чьё-нибудь новое имя. Так, он, например, вспомнил, между прочим, и обо мне и, описывая какой-то посторонний случай, вставил кстати, что „в это де время я познакомился с литератором Лесковым, который своим образом мыслей имел вредное влияние на мои понятия“, и далее опять о постороннем. Я сам не читал этих касающихся меня строк, но слыхал о них от Бенни и от Тургенева, которым я вполне верю, а они имели случай читать дело Ничипоренко».

Личный мотив, таким образом, опасение быть вовлечённым в политический процесс были решающими в перемене отношения Лескова к Ничипорено. Но Лесков никак не пострадал от «процесса 32-х», более того, как установил Уильям Эджертон, в материалах суда нет фразы Ничипоренко о «литераторе Лескове». В 1871 году анонимный рецензент «Загадочного человека» в журнале «Вестник Европы», — А. С. Суворин, по утверждению У. Эджертона, обвинил Лескова в клевете на Ничипоренко и скрытии своего собственного антиправительственного прошлого.

Среди множества факторов, подтверждающих дружбу и тесные связи Лескова и Ничипоренко, кроме совместного проживания у Вернадского, Уильям Эджертон называет общий круг знакомых Лескова, в который писатель ввёл Андрея Ничипоренко: Степан Громека, братья Курочкины; общее сотрудничество в «Северной пчеле»; Эджертон предполагает также совместное издание антиправительственных прокламаций «Русская правда», участие в «кружке Артура Бенни», который стал зародышем «слепцовской коммуны», совместное чтение «Записок из Мёртвого дома» на квартире у Бенни, где, кроме самого Артура Бенни, произведение Ф. М. Достоевского слушали В. А. Слепцов, критик журнала «Русское слово» Варфоломей Зайцев, латышский студент Пётр Баллод, Николай Лесков, Андрей Ничипоренко, хотя последнего мемуарист-Лесков прямо не называет, а упоминает лишь «одного молодого писателя», как не называет Лесков Андрея Ничипоренко и в составе сотрудников газеты «Северная пчела» в своём очерке «Загадочный человек», хотя он там был.

Таким образом, памфлетно-карикатурное изображение Андрея Ничипоренко в очерке «Загадочный человек», помимо естественного стремления отгородиться от лжи и обезопасить себя от политических санкций, объяснялось ещё двумя мотивами: сведением счетов с литературной партией радикалов, объявивших Лескова писателем-шпионом, и собственной переоценкой ценностей, стремлением скрыть своё политическое прошлое, близость к революционным кругам; желанием перекроить свою биографию в соответствии с новыми представлениями, вызванными идейной эволюцией, — вот что лежало в основе предвзятости Лескова, делает вывод американский автор.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить