ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Нисиваки, Дзюндзабуро


ИмяДзюндзабуро Нисиваки
Оригинал имени西脇 順三郎
Дата рождения20.01.1894
Дата смерти05.06.1982
Место рожденияОдзия
Род деятельностипоэт
Жанргэндайси
Направлениесюрреализм
Годы активностис 1920-х
Дебют«Ambarvalia» (1933)

1—1 — японский поэт—сюрреалист, один из основоположников модернистской японской поэзии. Почётный гражданин города Одзия.

Биография и творчество

Ранние годы

Родился в городе Одзия префектуры Ниигата третьим сыном в семье крупного банкира. После окончания местной средней школы отправился в Токио с намерением изучать живопись. В Токио достаточно успешно занимался под началом таких мастеров, как Фудзисима Такэдзи и Курода Сэйки, однако вынужден был прервать обучение из-за скоропостижной кончины отца. В 1917 году окончил экономический факультет Университета Кэйо. Дипломная работа, выполненная под руководством видного экономиста того времени Коидзуми Синдзо, была написана Нисиваки полностью на латыни. После окончания университета Нисиваки начал работу в газете «Japan Times», однако вскоре был вынужден покинуть её по состоянию здоровья.

Обучение в Англии

В 1920 году начал преподавать на экономическом факультете Университета Кэйо. В те же годы стал публиковать критические работы в журнале «Мита бунгаку». В 1922 году был отправлен на стажировку в Англию, в Оксфордский университет. Помимо изучения средневековой английской литературы, Нисиваки познакомился с сочинениями Элиота и Джойса, а также сблизился с литераторами Джоном Кольером и Шерардом Вайнзом. Находясь в Англии, также на собственные средства издал поэтический сборник «Spectrum» (на английском языке).

Предвоенные годы

В 1925 году вернулся в Японию. На следующий после возвращение год начал преподавать на филологическом факультете Университета Кэйо. Читал такие дисциплины, как история английской литературы, языкознание и пр. В 1927 году Нисиваки совместно с Сюдзо Такигути основал первый в Японии поэтический журнал сюрреалистического направления и опубликовал в нём несколько программных для зарождавшегося японского сюрреализма работ («Эй, благоухающие кочегары!», «Исчезновение стиха», «Profanus» и др.).

Этапное значение имел трактат «Profanus» (1926), в котором Нисиваки изложено его видение поэзии. В нём постулируется бессмысленность окружающей действительности, ощущение которой полагается в основу поэтического творчества. Силой поэзии, по Нисиваки, обыденное восприятие действительности должно быть разрушено, отчуждено и преобразовано воображением. Разрушение при этом не носит нигилистического характера, а нацелено в большей степени на сдвиг привычных отношений и связей между предметами. В развивающей идеи трактата статье «Поэтическое чувство», которая сопровождало послевоенное издание ранних стихов Нисиваки, поэт подчёркивает стремление к гармонии образов, соединяющих самые удалённые друг от друга во времени и пространстве феномены. Соединение их должно осуществляться через подсознательные ассоциации. Уже в этих ранних работах заметно существенное отличие позиции Нисиваки от европейского сюрреализма Бретона и других с его чистым психическим автоматизмом. Более того, Нисиваки нельзя было назвать европоцентричным вообще, несмотря на явное влияние на его поэтику, помимо Бретона, Валери, Джойса, Пруста, Юма и Элиота, так как он при этом оставался тонким знатоком японской и китайской классики. Для Нисиваки новейшие доктрины европейского модернизма пересекались с поэтикой дзэн-буддизма и учения о «невидимых письменах» (不立文字), в частности. К тому же играющий для западного сюрреализма автоматизм как таковой Нисиваки и вовсе отвергается: ей противопоставляется напряженная работа по трансформации феноменального мира при помощи «образотворческой силы».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить