ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Нисиваки, Дзюндзабуро


В 1928 году Нисиваки примкнул к только что появившемуся журналу «Поэзия и поэтика» (詩と詩論), постепенно выдвинувшись на роль главного теоретика новой японской поэзии. В 1933 году вышел первый сборник его стихов на японском «Ambarvalia» («Праздник урожая»), написанный под сильным влиянием поэтики «Вою на Луну» (月に吠える) Сакутаро Хагивары. Сборник, однако, оказался единственным, написанным Нисиваки за более чем десятилетие с момента его опубликования. Причиной тому были, с одной стороны, репрессии в отношении сюрреализма, усилившиеся с милитаризацией страны, а с другой — отход от сочинения поэзии и самого Нисиваки, сконцентрировавшегося на разработке теоретической базы сюрреалистической поэтики. Собственно стихотворения же этого раннего периода творчества, собранные в «Ambarvalia», отличались схематичностью и вторичностью. В них, однако, уже была намечена тема вечного странника, скитающегося во вселенной сквозь пространство и время, которая получила своё должное развитие в зрелых сочинениях послевоенных лет.

Послевоенные годы

После долгих лет молчания Нисиваки начал активно публиковаться в послевоенные годы, на которые и пришёлся расцвет его поэтического творчества. В 1947 году увидел свет сборник «Скитальцу нет возврата». За ним последовали «Современные притчи» и «Третья мифология», в которых поэт отправляется на поиски своего воображаемого «второго я». В результате синтеза новаторских идей Нисиваки, возникших у него под влиянием современного западного искусства, и специфически японского мироощущения выработалась самобытная поэтика. Кульминации своего выражения она достигла в 1960-е годы в поэме «Утраченное время», технически являвшейся переосмыслением Джойса и Пруста и нашедшей своё продолжение в циклах «Богиня плодородия» и «Смешать с эфиром».

В 1961 году Нисиваки был принят в Японскую академию искусств. В 1963 — закончил свою педагогическую деятельность в Университете Кэйо, оставив после себя плеяду ярких литературоведов, среди которых были Тосикадзу Ниикура, Фумио Фуриягава и Дзюн Это. В 1971 году был награждён государственной наградой за выдающийся вклад в развитие культуры страны. В 1973 — стал почётным иностранным членом Американской академии наук и искусств. В 1958 году, наряду с Танидзаки выдвигался на Нобелевскую премию по литературе (по рекомендации Юкио Мисимы).

Смерть

Умер в больнице своего родного города Одзия в возрасте 88 лет.

Сочинения

Сборники стихов

  • «Ambarvalia» (1933)
  • «Скитальцу нет возврата» (旅人かへらず, 1947)
  • «Современные притчи» (近代の寓話, 1953)
  • «Андромеда» (あんどろめだ, 1955)
  • «Третья мифология» (第三の神話, 1956)
  • «Утраченное время» (失われた時, 1960)
  • «Богиня плодородия» (豊饒の女神, 1962)
  • «Смешать с эфиром» (えてるにたす, 1962)
  • «Драгоценный сон» (宝石の眠り, 1963)
  • «Благодарственные записки» (禮記, 1967)
  • «Песни глинозёма» (壌歌, 1969)
  • «Оленьи врата» (鹿門, 1970)
  • «Человечество» (人類, 1979)

Литературная критика

  • «Поэтика сюрреализма» (超現実主義詩論, 1929)
  • «Теория сюрреалистической литературы» (シュルレアリスム文学論, 1930)
  • «Европейская литература» (ヨーロッパ文学, 1933)
  • «Чистый соловей» (純粋な鶯, 1934)
  • «Пролегомены к классической литературе» (古代文学序説, 1958)
  • «Суеверие Пизанской башни» (斜塔の迷信, 1957)
  • «Поэтика» (詩学, 1968)
  • «Идя по равнине» (野原をゆく, 1972)
  • «Басё — Шекспир - Элиот» (芭蕉・シェイクスピア・エリオット, 1989)
  • «Бодлер и я» (ボードレールと私, 2005, посмертно)

Избранные переводы

  • Джойс, «Стихотворения» (1933)
  • Т. С. Элиот, «Бесплодная земля» (1952)
  • Чосер, «Кентерберийские рассказы» (1987, посмертно)
  • Малларме, «Стихотворения» (1996, посмертно)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить