ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Оболенский, Леонид Егорович


ИмяЛеонид Оболенский
Оригинал имениЛеонид Егорович Оболенский
Дата рождения1845
Место рожденияМалоархангельск (Орловская область) (в Орловской губернии, Российская империя)
Дата смерти1906
Место смертиСанкт-Петербург (в Санкт-Петербургской губернии)
Род деятельностиXIX века, России XIX века, XIX века, XIX века, издатель

Леони́д Его́рович Оболе́нский (1845, Малоархангельск, Орловская губерния — 1906, Санкт-Петербург) — русский писатель, поэт, философ, публицист, критик, издатель.

Биография

Леонид Егорович Оболенский родился в 1845 году в Малоархангельске. Из Орловской гимназии он перешел в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским. С 1862 года Оболенский слушает лекции в Санкт-Петербургском университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, а затем в Московском университете — по юридическим наукам и по философии.

В 1866 году с целью ближе стать к народу, Оболенский поступает секретарём Калужской земской управы, но через 3 месяца, из-за близости к некоторым каракозовцам теряет должность. Был арестован, полгода провёл в Петропавловской крепости. Затем был выслан в Буй под надзор полиции, затем переехал в Варнавин. В 1870 году, после смерти отца, получил разрешение вернуться в Орёл, где занимался адвокатурой, по-прежнему под полицейским надзором.

Добился разрешения поселиться в Петербурге (1878), где совместно с профессором Н. П. Вагнером основал журнал «Свет». С 1881 году программа журнала, переименованного в «Мысль», становится шире. В 1883 году Леонид Оболенский приобретает в собственность «Русское Богатство» и издает его до 1891 года. С середины 1880-х сблизился с Львом Толстым, впоследствии во многом с ним полемизировал.

Позже сотрудничает в «Новостях», «Одесском Листке» и «Новом Слове» (ред. С. Н. Кривенко), а также занимается редактированием целого ряда сочинений по философии (Фулье, Селди, Кирхман, Маудсли, Тард, Гефдинг).

В 1900-х работал в газетах «Россия», «Бессарабская жизнь», «Приднепровский край».

В журналах Оболенского беллетристика занимала сравнительно мало места; зато научный и особенно философский отдел давали читателю много живого материала. Самому издателю принадлежало большое число статей разнородного содержания, а также повестей и рассказов.

Поэзия Оболенского

Первые стихи опубликовал ещё в гимназические годы, но началом своей литературной деятельности считал 1868 год. В 1866 году опубликовал свои стихотворения в «Деле». Свою поэзию собрал в сборнике «Стихотворения (1868—1878) (СПб., 1878)», второй том вышел в 1887 году: «Стихотворения (1879—1884)».

Философия Оболенского

Леонид Оболенский не относил себя ни к какой партии или движению. Он пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи, причём сам, по-видимому, считал свои философские статьи самой важной частью своего литературного наследия.

По мнению Оболенского, этика воздвигается на психологической основе.

  • Первичные чувствования боли, путем сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля.
  • Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности.
  • Кроме того, есть ещё альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи — получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния.
  • На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими.
  • Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения.
  • Первичный альтруизм — то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это — сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а её проявление для нас.
  • Симпатия — голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога.
  • В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном — только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого.

Многочисленные философские статьи Оболенского, появившиеся до 1890 года включительно, перечислены в приложении к русскому переводу «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце, стр. 559 с.; в 1891 и 1892 годах они отмечались в библиографических перечнях журнала «Вопросы философии», в 1893 и 1894 годах — в «Философском Ежегоднике» за эти годы.

Семья

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить