ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Одарченко, Юрий Павлович


ИмяЮрий Павлович Одарченко
Дата рождения1903
Дата смерти25.08.1960
Место смертиПариж
Род деятельностипоэт
Жанргротеск
Язык произведенийрусский

Юрий Павлович Одарченко (1903, Москва — 25 августа 1960, Париж) — русский поэт, художник, дизайнер.

Родился в семье банкира, в детстве часто бывал на Украине, где жил в отцовском имении. Эмигрировал в начале 1920-х во Францию, занимался интерьерным дизайном, в Париже владел мастерской по росписи тканей.

Сознательно избегал литературных знакомств и не входил ни в какие литературные объединения. Исключением стало участие Одарченко в качестве соредактора в выпуске литературного альманаха «Орион» (1947, совместно с Владимиром Смоленским и Анатолием Шайкевичем), где состоялся поэтический дебют самого Одарченко. При жизни выпустил единственный сборник стихотворений, «Денёк» (1949), встреченный большинством критиков с неприятием. Положительные рецензии Юрия Иваска и Георгия Иванова литературного успеха книге не прибавили.

Эстетика Одарченко наиболее близка незнакомым ему обэриутам; характерные её черты — сюрреализм, трагический гротеск, сюжеты, часто восходящие к детским считалочкам и «страшилкам». Как отмечал в своей рецензии Ю. Иваск: «Много, много уменьшительных, тоненькая невинная мелодия. И в каждой сказочке — сквознячок из небытия. Если это что-то напоминает, то очень отдаленно — блоковскую жуткую песенку „в голубой далекой спаленке“».

Мальчик смотрит, улыбаясь:

Ворон на суку.

А под ним висит, качаясь,

Кто-то на суку.

Одарченко покончил жизнь самоубийством, отравившись газом. Предположительной причиной самоубийства называют одиночество и душевную неприкаянность поэта, который при жизни был довольно нелюдим.

Первое собрание произведений Одарченко вышло в Париже в 1983 году. В России относительно полное издание его стихов и прозы осуществлено в 2001 году.

Стихи Одарченко носят подчёркнуто противоречивый характер, при­чем он изображает как повседневное, так и нереальное. В своих стихах, смысл которых часто проявляется или усиливается за счёт неожиданных концовок, он говорит о без­днах, заключённых в человеческом сущест­ве. При этом его творчество пронизано пред­чувствием божественного правосудия.

Сочинения

  • Денёк. Paris, 1949
  • Ночное свидание // «Возрождение», № 67, 1956
  • Стихи и проза. Paris, 1983 pdf
  • Сочинения. М.-СПб, 2001

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить