ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Олеша, Юрий Карлович


Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия.

В 1929 годy автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

Находившийся под влиянием Олеши молодой писатель Виктор Дмитриев взял себе псевдоним «Николай Кавалеров».

«Лишний человек» — писатель-интеллигент

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. Темой пьесы являются «сомнения интеллигенции насчет благодеяний и преступлений советской власти». В пьесе, хотя и «идейно выдержанной», фактически было выражено отношение автора к окружающей его действительности — к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция». В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд. Спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям)..

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил только в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской России такой популярности, как «Три толстяка». Его творчество оставалось неизвестно и закрыто для большинства читателей страны.

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 года не печатались и не упоминались официально (запрет был снят лишь в 1956 году).

Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» (опубликована в 1961 году, после смерти писателя). Дополненное издание «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и искренне рассказал о себе в своей последней автобиографической книге «Ни дня без строчки».

В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

Последние годы

Олешу часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?..

Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

Семья

  • Бабушка — Мальвина Францевна Герлович.
  • Мать — Ольга Владиславовна Олеша (ум. 1963).
  • Отец — Карл Антонович Олеша (ум. 194?).
  • Сестра — Ванда Карловна Олеша (1897—1919).
  • Жена — Ольга Густавовна Суок (1899—1978).

Экранизации

  • 1936 — Строгий юноша
  • 1938 — Болотные солдаты
  • 1950 — Девочка в цирке (мультфильм)
  • 1963 — Три толстяка (мультфильм)
  • 1966 — Три толстяка (фильм)
  • 1967 — Зависть (телеспектакль)
  • 1967/1987 — Ангел (киноальманах «Начало неведомого века», новелла первая)
  • 1971 — Огонь (мультфильм)
  • 1980 — Разлучённые (мультфильм)

Издания

  • Олеша Ю.К. Пьесы. Статьи о театре и драматургии / Вступ. cт. П. Маркова; сост. раздела О театре и драматургии и авт. примеч. М. Берненсон; под ред. Е. Суркова. — М.: Искусство, 1968. — 390 с.
  • Олеша Ю. К. Избранное. — М.: Худож. лит., 1974.
  • Олеша Ю. К. Зависть, Три толстяка: Романы; Ни дня без строчки / Вступ. ст. В. Шкловского. — М.: Худож. лит., 1989. — 495 с.

Библиография

  • Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. — Мадрид, 1976;
  • Белинков А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Предисловие Чудаковой М. А. — М.: РИК «Культура», 1997. — 539с.
  • Беляков С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. — 2004. — № 10.
  • Беляков С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. — 2001. — № 9.
  • Катаев В. П. Алмазный мой венец. М.: 1979 и др. изд.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить