ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Озеров, Владислав Александрович


ИмяВладислав Александрович Озеров
Дата рождения11.10.1769 (30.09)
Место рожденияБорки (Казанское) Зубцовского уезда Тверской губернии
Дата смерти17.09.1816 (5.09)
Место смертиБорки (Казанское) Зубцовского уезда Тверской губернии, Российская империя
Род деятельностипоэт, писатель
Язык произведенийрусский

Владисла́в Алекса́ндрович О́зеров (30 сентября (11 октября) 1769 года, Борки (Казанское) Зубцовского уезда Тверской губернии — 5 (17) сентября 1816 года, там же) — русский драматург и поэт, наиболее популярный из трагиков начала XIX в.

Биография

Отец - Александр Иринархович Озеров, директор Петербургского лесного департамента министерства финансов; мать - дочь графа Блудова. Мать рано умерла, а отец женился повторно, но желая дать сыну образование устроил его в Сухопутный шляхетский корпус, где словесность преподавал Я. Б. Княжнин. Соучеником Озерова был С. Н. Глинка.

Владислав Озеров служил в русско-турецкую войну 1787—1792. Затем был адъютантом начальника Шляхетского корпуса графа Ангальта и одним из преподавателей корпуса. Написал стихи на смерть Ангальта (1794); в том же году вышли сборник стихов Озерова, по-видимому, целиком уничтоженный автором и до нас не дошедший, и перевод с французского «Элоиза к Абеляру», связанный с личной любовной драмой Озерова. Служил на гражданской службе в Сенате, Экспедиции государственного хозяйства, Лесном департаменте. При Павле I Озеров, продолжая состоять в Лесном департаменте, вернулся на военную службу, в 1800 году присвоено звание генерал-майора, в 1801 вышел в отставку, но в 1803 опять вернулся в департамент уже как гражданский чиновник (действительный статский советник).

С литературной точки зрения Озеров примыкал к кружку А. Н. Оленина, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь. Славу получил как автор стихотворных трагедий, соблюдающих три единства классицизма, но проникнутых сентименталистским настроем: «Ярополк и Олег» (1798, опубликована посмертно), «Эдип в Афинах» (1804, на сюжет Софокла по французской переделке; современники видели намёк на участие Александра I в отцеубийстве, хотя государь пожаловал за спектакль Озерову и некоторым актёрам перстни), «Фингал» (1805, на сюжет оссианических сочинений Макферсона), «Димитрий Донской» (1807) и «Поликсена» (1809). «Димитрий Донской» (где события Куликовской битвы сопровождаются полностью вымышленной любовной интригой с участием Димитрия, Ксении и князя Тверского) пользовался огромным успехом в обстановке наполеоновских войн (битва при Прейсиш-Эйлау), но вызвал и ряд саркастических разборов и пародий. Озерова первое время приветствовал Г. Р. Державин, с которым они были близко знакомы как минимум с 1798 года, но после «Фингала» их отношения испортились.

В 1809 году Озеров после неприятностей по службе вышел в отставку, но по не совсем ясным причинам не получил от Александра I (раньше исключительно ему покровительствовавшего) пенсии, что сделало невозможным пребывание его в столице; он удалился в свою деревню и написал там последнюю трагедию «Поликсена», снятие которой со сцены после второго представления (по одним данным — из-за неудачи пьесы у публики, по предположению И. Сермана — из-за распоряжения императора, который мог обнаружить в ней намёк на свои семейные обстоятельства) заставило его отказаться от дальнейших замыслов. Первое время Озеров следил за литературной жизнью Петербурга, но к 1812 году тяжело заболел психически; через четыре года он умер в отцовском имении, лишившись в последние годы способности говорить.

В кругах «арзамасцев» сложился миф об Озерове, изгнанном из столицы и сведённом в могилу завистниками, прежде всего А. А. Шаховским. Сторонником большого значения Озерова был П. А. Вяземский, автор обширной критико-биографической работы о нём (предисловие к первому посмертному изданию 1816—1817), но А. С. Пушкин ставил Озерова низко, видел в нём «холодность», схематичность и натянутость сюжетов и отсутствие «народности». В «Евгении Онегине» Пушкин утверждал, что «Озеров невольны дани народных слёз, рукоплесканий с младой Семёновой делил», то есть что успех его пьес был связан не с литературными достоинствами, а с игрой актрисы Екатерины Семёновой.

С другой стороны, сто лет спустя О. Э. Мандельштам писал:

По оценке Д. П. Святополка-Мирского, «единственным выдающимся драматургом этого периода, „Карамзиным сцены“, был поэт Владислав Александрович Озеров <…> Озеров сохранил классические формы (в том числе и александрийский стих), но пытался влить в эти формы новую чувствительность. Эта атмосфера чувствительности и отделанности в соединении с карамзинской нежностью стиха и было то, что нравилось публике в озеровских трагедиях. <….> „Поликсена“ не имела такого успеха, но по существу это лучшее его произведение и, без сомнения, лучшая русская трагедия по французскому классическому образцу. Сюжет развёрнут в широкой, мужественной манере, и трагедия в самом деле вызывает к жизни атмосферу „Илиады“».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить