ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Пильняк, Борис Андреевич


В 1929 году отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево». Однако повесть была легально передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а впоследствии включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», опубликованный в СССР в 1930 г. «Не так давно Пильняк за границей издал контрреволюционное „Красное дерево“. „Красное дерево“ он сейчас переделал, отшлифовал и сделал роман „Волга впадает в Каспийское море“. Но даже при поверхностном чтении видно, что это поверхностная перелицовка, видно, что у Пильняка за красными словами скрывается белая сердцевина», - отмечал Л. Шемшелевич в Дискуссии о «Тихом Доне» в Ростовской ассоциации пролетарских писателей.

28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении — шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца») — и приговорён к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день в Москве.

Реабилитирован в 1956 году.

В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мраморная мемориальная доска.

В Москве жил на ул. Воровского, 26 (ныне — Поварская), с конца 1927 — на 2-ой ул. Ямского Поля, 1 (с 1934 называется улица Правды), с июня 1936 — в доме в Переделкине. Дом Пильняка сохранился и на Рогожской улице в Ногинске (Богородск), где он жил вместе с родителями 1907—1911 года.

Борис Пильняк упоминается в известном открытом обвинительном письме И. В. Сталину Фёдора Раскольникова, мичмана Октября.

В СССР с 1938 по 1975 книги Пильняка не издавались. В 1964 журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар».

Сын писателя — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, был первым мужем Людмилы Гурченко. У них родилась дочь Мария (1959), внуки Елена и Марк, скончавшийся в 1998 году от передозировки наркотиков.

Творчество

Хаос революцион­ных событий нашёл формальное отражение во фрагментарно-эпизодической, экспери­ментальной повествовательной технике Пильняка, которая (под влиянием А. Белого, а также А. Ремизова и Е. Замятина) уходила от тра­диционного реалистического повествования, определяющегося завершённым действием. Событийные элементы существуют изолиро­ванно друг от друга, обрываются, сдвигаются во времени и сводятся воедино благодаря об­разным символам и приёмам повтора. <…> Орнаментальный стиль Пильняка, оказавший су­щественное влияние на других русских писателей, проявляется также в микроструктурах его прозы, даже в синтаксисе.

По словам Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы или направления в советской литературе». Обычно это направление называют «орнаментальной прозой», а пишущих в таком стиле в 20-е годы часто называли «подпильнячниками».2012

Сергей Есенин отзывался о Пильняке — «халтурщик, каких не видывал свет», указывал на его злобу и мизантропию, подчёркивал: «у него искусство и не ночевало! Он чистейшей воды спекулянт».

Библиография


Прижизненные издания

  • Былье, М.1919, 2-е изд. — Ревель, 1922.
  • Голый год, 1922.
  • Повесть петербургская, Berlin, 1922.
  • Иван-да-Марья, Берлин, 1922.
  • Метелинка, Берлин, 1922.
  • Санкт-Питер-Бурх, Берлин, 1922
  • Смертельное манит. М., 1922
  • Простые рассказы. Пг.: Время, 1923.
  • Третья столица, 1923 (1924 под названием «Мать-мачеха»)
  • Английские рассказы, 1924.
  • Машины и волки. Ленинград, 1925.
  • Повесть непогашенной луны // «Новый мир», 1926, № 5 (Повесть экранизирована в 1990 году, режиссёр — Евгений Цымбал)
  • Иван Москва (повесть), 1927.
  • Заволочье. Л., 1927.
  • Оче­редные повести, 1927.
  • Китайский дневник, 1927.
  • Расплёснутое время. Рассказы. — М.-Л., 1927.
  • Корни японского солнца. Прибой. — Л., 1927.
  • Красное дерево, Berlin, 1929.
  • Волга впадает в Кас­пийское море, 1930.
  • О’кей, 1933.
  • Камни и корни, 1933 («Новый мир»), 1934.
  • Созревание плодов, 1936.
  • Мясо (совместно с С. Беляевым) // «Новый мир», 1936.
  • Пильняк Б. А. Собрание сочинений: в 8 тт. — М.-Л., 1929—1930.


Зарубежные издания на русском языке

  • Убийство командарма, 1965 («Повесть непогашенной луны»)
  • Голый год, 1966
  • Камни и корни, 1966
  • Расплёснутое время, 1966
  • Красное дерево, 1966
  • Быльё, 1970
  • Машины и волки, 1971
  • О’кей, 1972
  • Двойники, 1983 (роман реконструирован М. Геллером)


Издания в СССР после 1975 года

  • Пильняк Б. А. Избранные произведения, 1976.
  • Пильняк Б. А. Целая жизнь: Избранная проза. — Мн.: Мастацкая литаратура, 1988.
  • Пильняк Б. А. Расплёснутое время: Романы, повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1990.
  • Пильняк Б. А. Романы. — М.: Современник, 1990. — 607 с.
  • Пильняк Б. А. Человеческий ветер: Романы, повести, рассказы. — Тбилиси, 1990.
  • Пильняк Б. А. Отрывки из дневника // Перспективы. − 1991, № 3. — С. 84-88.
  • Пильняк Б. А. Письма к М. Горькому // Русская литература. — 1991, № 1.
  • Пильняк Б. А. Письма к Миролюбову и Лутохину // Русская литература. — 1989, № 2.
  • Пильняк Б. А. Повести и рассказы 1915—1929. — М.: Современник, 1991.
  • Пильняк Б. А. Третья столица: Повести и рассказы. — М.: Русская книга, 1992.
  • Пильняк Б. А. Сочинения: в 3 тт. — М., 1994.
  • Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения: сборник статей. — М., 1995.
  • Пильняк Б. А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Терра, 2003—2004.
  • Борис Пильняк. Заволочье. — М.: Европейские издания, 2007.
  • Пильняк Б. А. Письма. Т. 1: 1906—1922. Т. 2: 1923—1937. Составление, подготовка текста, предисловие и примечания К. Б. Андроникашвили-Пильняк и Д. Кассек. — М.: ИМЛИ РАН, 2010.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить