ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Пиранделло, Луиджи


ИмяЛуиджи Пиранделло
Оригинал имениLuigi Pirandello
Дата рождения28.06.1867
Место рожденияАгридженто, Сицилия, Италия
Дата смерти10.12.1936
Место смертиРим, Италия
Род деятельностиПисатель, драматург
ПремииНобелевская премия по литературе (1934)

Луи́джи Пиранде́лло (Luigi Pirandello; 28 июня 1867; Джирдженти, ныне Агридженто — 10 декабря 1936, Рим) — итальянский писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

Биография

Закончил гимназию в Палермо. Учился в Римском и Боннском университетах. Литературную деятельность начал в 1889 году. С 1890 года жил в Риме. В 1891 году защитил диссертацию по романской филологии. В 1925-1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссёр, ставил собственные пьесы, а также пьесы современных ему итальянских авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.) и драматургию зарубежных авторов.

Литературная деятельность

В литературу вступил как поэт. Издал сборник поэзии «Радостная боль» (1889). Первый сборник новелл «Любовь без любви» („Amori senza amore“) выпустил в 1894 году. Традиции веризма в сборнике «Новеллы на год» (1922) сочетаются со стремлением показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. Новеллы становились позднее основой некоторых пьес Пиранделло.

В наиболее известном романе Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль» („Il fu Mattia Pascal“, 1904, русский перевод 1967) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе. Автор шести романов, включая автобиографический роман «Старые и молодые» („I vecchi e i giovani“, 1909), роман «Снимается кино» („Si gira“, 1915) и другие.

Драматургия

Первую пьесу написал в 1910 году, затем «Если это не так…» (позднее названа «Право для других») написал в 1915 году. Сюжеты многих пьес Пиранделло основаны на ранее написанных им новеллах. В драматургии Пиранделло 1910-х годов преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916 и другие). Позднее они уступают место исполненным парадоксов философско-психологическим драмам на итальянском языке.

На творчество Пиранделло оказала воздействие веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» („Sei personaggi in cerca d’autore“, 1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски». В другом аспекте та же проблема поставлена в драме «Обнажённые одеваются» (1923), в которой обличается ханжеская мораль «порядочных» людей. Субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930). Тема бунта против действительности и создания иллюзорного мира воплощается в драмах «Генрих IV» („Enrico IV“, 1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924).

Пьесы

  • «Тиски» (1910, т-р «Мета-стазио», Рим) — первая пьеса
  • «Право для других» (1915, т-р «Мандзони», Милан)
  • «Лиола» (1916, т-р «Арджентина», Рим)
  • «Колпак с бубенчиками» (1917, т-р «Национале», Рим)
  • «Кувшин» (1917, там же)
  • «Наслаждение в добродетели» (1917, т-р «Кариньяно», Турин)
  • «Прививка» (1917)
  • «Это так [если вам так кажется]» (1917, т-р «Олимпия», Милан)
  • «Человек, зверь и добродетель» (1919, т-р «Олимпия», Милан)
  • Come prima, meglio di prima (1920, Teatro Goldoni, Венеция)
  • «Шесть персонажей в поисках автора» (1921, т-р «Балле», Рим)
  • «Генрих IV» (1922, т-р «Мандзони», труппа Р. Руджери)
  • «Обнаженные одеваются» (1922, т-р «Квирино», труппа Мелато, Рим)
  • «Дурак» (1922)
  • «Жизнь, которую я тебе даю» (1923, т-р «Квирино», труппа А. Борелли)
  • «Каждый по-своему» (1924)
  • «Новая колония» (1928, т-р «Арджентина»)
  • «Лазарь», 1929 («Ройял-т-р», г. Хаддерсфилд)
  • «Легенда о подмененном сыне», 1934 («Ланд-тиэтр», г. Брансуик)
  • «Сегодня мы импровизируем» (1930, т-р «Ней ее шаушпильхауз», Кенигсберг)
  • «Горные великаны» (1936)

Библиография

Издания

  • Opere, v. 1—6, [Mil.], 1956—60;
  • Пиранделло Л. Обнажённые маски / Предисл. Г. В. Рубцовой. М.—Л., 1932.
  • Пиранделло Л. Новеллы / [Предисл. Н. Елиной]. М., 1958.
  • Пиранделло Л. Пьесы / Предисл. Н. Елиной. М., 1960.
  • Пиранделло Л. Покойный Маттиа Паскаль. — СПб.: Антология, 2005. — 223 с.
  • Пиранделло Л. Записки кинооператора Серафино Губбьо. М., Текст, 2011.

Критика

  • Топуридзе Е. И. Философская концепция Луиджи Пиранделло. Тбилиси, 1971.
  • Молодцова М. Луиджи Пиранделло. Л.: Искусство, 1982. — 215 с.
  • Реизов Б. Г. Луиджи Пиранделло в России // Реизов Б. Г.  Из истории европейских литератур. Л.: ЛГУ, 1970.
  • Рогозина Е. Традиции итальянской commedia dell’arte в творчестве Л. Пиранделло и Д. Фо // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4.
  • Фейгина Е. В. Значение категорий «жизни» и «смерти» в новеллистике Л. Пиранделло // Филология в системе современного университетского образования. Вып. 5. М., 2002. С. 85 — 89.
  • Storia della letteratura italiana, v. 9, Mil., 1969.
  • Gardair J.-M. Pirandello…, P., 1972.
  • Barbina A. Bibliografia della critica pirandelliana. 1889—1961, [Firenze, 1967].
  • Ferrante L. Pirandello, Firenze, 1958.
  • Puglisi F. L’arte di Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958].
  • MacClintock L. The ago of Pirandello. Bloomington, 1951.

Экранизации

  • 1971 — Кувшин (СССР, реж. Ираклий Квирикадзе)
  • 1972 — Как прежде, но лучше, чем прежде / Comme avant, mieux qu’avant (TV) (Франция, телевизионный фильм, реж. Yves-André Hubert; Фульвия Джелли — Магали Ноэль)
  • 1984 — Хаос (Италия, реж. братья Тавиани)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить