ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Прудников, Павел Иванович


Тема сталинских репрессий в творчестве

С наступлением Перестройки в СССР появилась возможность открыто писать и на тему сталинских репрессий. Ещё с 1950-х гг., со времён оттепели, Павел Прудников вынашивал замысел написать про события, свидетелем которых он был, и начал делать первые записи. Но соответствующая возможность появилась только через тридцать лет. Первым произведением такого типа стала поэма «Таймыр», составленная в 1975—1987 гг. (опубликована в журнале «Полымя» в 1988 г.).

В 1993 году вышла книга «За колючей проволокой» («За калючым дротам»), за которую автор позднее получил премию Федерации профсоюзов Беларуси. Она была составлена из двух повестей: «Ежовые рукавицы» и «Северный ад» («Яжовыя рукавіцы» і «Паўночнае пекла») – самых крупных произведений автора. Повести носят автобиографический характер: главным героем является Михась Остёрский, прототипом судьбы которого стала судьба автора. Первая рассказывает про мучения главного героя в ленинградских «Крестах»; во второй рассказывается про то, как Михась отбывал срок заключения в Сибири.

В 1996 году в своём последнем сборнике стихов «Пороша» («Пароша») Павел Прудников поместил поэму «Каждый второй» («Кожны другі»), также посвящённую жертвам сталинских репрессий.

Последние годы жизни и неосуществлённые планы

В последние годы жизни Павел Прудников был сильно болен, из-за чего утратил возможность самостоятельно записывать новые произведения. Тем не менее, он не останавливал творческую деятельность, диктуя новые стихотворения под запись своим близким.

В 1998 году к Павлу Прудникову обратился белорусский писатель Леонид Моряков, который собирает данные о репрессированных в годы сталинского режима. Павел Прудников надиктовал свои воспоминания о дяде Леонида — Валерии Морякове, который был арестован и расстрелян в 1937 году.

В планах писателя было также опубликовать повесть «Опала» («Апала») — продолжение повестей «Ежовые рукавицы» и «Ад» — и поэму «Изгой» («Ізгой»), в которых рассказывалось про мытарства бывшего заключённого уже после выхода на свободу. Фактически в этих произведениях автор хотел рассказать про свои скитания второй половины 1940-х — начала 1950-х гг. Но издание произведения так и не было осуществлено. Также он хотел издать книгу «Незажившие раны» («Незагойныя раны») о принудительной коллективизации в белорусской деревне в 1930-е гг. Неопубликованными остались множество стихотворений, поэма, посвящённая чернобыльской трагедии, другие воспоминания об известных деятелях белорусской культуры. Также в планах писателя было издание сборника избранных произведений под названием «Отзвук» («Водгулле»). Но будучи больным, он не успел осуществить этот замысел.

Значение творчества

Павел Прудников создал произведения как в стихотворной, так и в прозаической форме: стихи, поэмы, повести, воспоминания, стихотворения для детей. Творчество отразило сложную судьбу автора. В нём переплелись и восславление советского общества и его достижений, и показ обратной стороны советской системы — репрессий, — и философское размышление о жизни, и воспевание красоты природы и родной земли.

Произведения 1930-х гг. отмечены следами того времени. Основной их лейтмотив — прославление ударного труда, трудового энтузиазма, им свойственна патетика воззваний, лозунговость. Явно чувствуется влияние творчества Владимира Маяковского, особенно в плане построения стиха. В более позднем возрасте в его творчестве значительное место начинают занимать размышления о жизни, которые часто переплетены с воспеванием красоты родной земли и осмыслением её прошлого. Павел Прудников стал одним из первых белорусских поэтов, который посвятил свои стихотворения красоте Браславского края.

Значителен в творчестве Павла Прудникова ряд произведений, посвящённых сталинским репрессиям. Особенностью творчества поэта является то, что он воплотил рассказ про это в стихотворной форме (поэмы «Таймыр», «Каждый второй», подборка стихотворений «Балючая памяць»). В повестях и поэмах автор описал события, свидетелем которым был сам.

Опыт общения с литераторами разных эпох продолжительностью в полстолетия был воплощён в сборнике воспоминаний «Далёкое, но не забытое» (Мн., 1988). Значительная часть книги отведена воспоминаниям про молодых белорусских поэтов и писателей 1930-х гг., многие из которых погибли на войне либо во время большого террора в СССР: Змитрока Астапенко, Алеся Дударя, Михася Зарецкого, Тодора Клешторного и других .

Стихи Павла Прудникова часто отличались простотой содержания и ритмико-интонационным звучанием, но это же послужило причиной для указания автору, что его произведения недостаточно глубоко раскрывают суть освещённых проблем, не представляют собой ничего особенного, новаторского, указывали на последствия тридцатилетнего перерыва в творчестве. Такие оценки творчества Павла Прудникова содержатся в письмах редакторов издательств, которые высылали их с отказом на издание очередного сборника стихотворений или рассказов. Не в последнюю очередь именно поэтому такое количество произведений, о которых было сказано выше, осталось неизданным. Такого же рода критика (в плане поверхностности описываемого материала) содержалась и в первоначальных рецензиях на книгу воспоминаний «Далёкое, но не забытое».

На стихи Павла Прудникова «Першамайская» («Первомайская») и «У паходы» («В походы») написал песни белорусский советский композитор Юрий Семеняко.

Материалы в архивах и музеях

Документы, посвящённые жизни и творчеству Павла Прудникова, можно найти в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства (ф. 332). Экспозиции, посвящённые писателю, содержатся в Климовичском краеведческом музее и Браславском историко-краеведческом музее. Они полезны для исследования творчества и биографии этого автора, поскольку на данный момент издано ещё слишком мало критических материалов. Наибольший вклад в это дело внесли белорусские писатели и журналисты Алесь Мартинович и Леонид Моряков (их статьи приводятся в списке литературы).

Награды

3 апреля 1992 года согласно Указу Президиума Верховного Совета Белоруссии № 1568-XII удостоен звания «Заслуженного работника культуры Республики Беларусь». В 1995 году Павел Прудников за книгу "За колючей проволкой" был награждён премией Федерации профсоюзов Белоруссии.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить