ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Рапов, Михаил Александрович


С 25 октября в Рыбинском порту началась погрузка оборудования на баржи, которые по Волге и другим рекам шли в Уфу. Следом такие же баржи везли заводчан с семьями. Вторая и наиболее ценная часть грузов отправлялась в Башкирию по железной дороге: конечным пунктом была станция Черниковка в 20 километрах от Уфы.

Как раз там Михаил Рапов, прибывший в числе первых рыбинцев, и трудился. Несмотря на сорокоградусный мороз, рыбинское оборудование круглосуточно принималось на трёх железнодорожных эстакадах. Сперва Рапов был старшим диспетчером по разгрузке, а затем стал начальником эстакады № 2.

Об объёме работ, которые шли, в том числе, и «через Рапова», свидетельствуют следующие цифры: всего из Рыбинска к месту назначения прибыло 300 железнодорожных вагонов и 25 речных барж, для перевозки этого оборудования с железнодорожной станции и из речного порта пришлось задействовать 20 тракторов, 55 автомашин, 7 подъёмных кранов и 500 подвод, а для его размещения было сооружено 10 производственных корпусов, здания литейного, термического и кузнечного цехов.

4 ноября 1941 года эвакуация предприятия из Рыбинска была полностью завершена. В своей книге «Авиационные поршневые моторы и реактивные двигатели УМПО и их применение на самолетах» ветеран завода Николай Рева позже отмечал: За два месяца крупнейший завод прибыл в Уфу в своем полном техническом составе, как говорится, до болтика, до гаечки - со всей номенклатурой цехов, служб и отделов, со всем оборудованием, оснащением, заделом материалов, заготовок, узлов, деталей, агрегатов, моторов и полной технической документацией.

Помимо оборудования, под Уфу приехали 6500 рыбинских рабочих и специалистов. Если считать вместе с семьями, то здесь оказалось около 50 тысяч рыбинцев, для которых соорудили 127 домов и бараков, 2 палаточных лагеря а частично расселили в городе Черниковске, откуда к заводу быстро проложили рельсы и пустили трамвай.

Кроме рыбинского авиапредприятия, на этой же площадке были размещены мощности эвакуированных из разных уголков Советского Союза заводов № 49, 161, 234, 251, 291 и 307, а также проектное бюро ЦИАМ (Москва) и конструкторское бюро Добрынина (Воронеж). К ним добавились уфимские заводы № 336 и 384. Получился гигант с «полным циклом» производства военных авиадвигателей, и 17 декабря 1941 года приказом наркома авиапромышленности все можности были слиты в одно целое — Государственный завод № 26, получивший номер по «головному» рыбинскому предприятию.

Следом руководству завода поступила телеграмма Иосифа Сталина с требованием «сделать всё возможное и невозможное» для быстрейшего начала выпуска авиадвигателей. Новое предприятие доверие Верховного Главнокомандующего оправдало. Директор завода Василий Петрович Баландин, который в то время одновременно был заместителем наркома авиационной промышленности СССР, позже подчеркивал: «Прибывшие из Рыбинска заделы позволили нам сразу приступить к сборке и испытанию моторов». Вскоре первая продукция предприятия-гиганта уже стала поставляться на фронт. С декабря по март 1942 года ежесуточный выпуск моторов был более чем удвоен.

При самом заводе появились ШРМ (школа рабочей молодежи) и вечернее отделение переехавшего из Рыбинска авиационного института. Но кроме людей с высшим образованием, предприятию требовались специалисты среднего звена. Для их подготовки в начале 1942 года в здании бывшей уфимской школы на Уральском проспекте был заново открыт эвакуированный из Рыбинска авиационный техникум, и 15 января Михаила Рапова перевели туда с завода на должность заместителя директора по учебной работе.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить