ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Рапов, Михаил Александрович


Михаил Александрович возобновил работу над книгой после войны. Он изучал труды русских и советских историков, читал летописи, не раз бывал на Куликовом поле, фотографировал и делал зарисовки — так рождалось произведение.

Выпускник Рыбинского авиационного техникума Адольф Константинович Павлов, учившийся там в первой половине пятидесятых годов, вспоминал: «Да, пишу. Какие времена? Времена Куликовской битвы, Дмитрия Донского». Мы с восторгом смотрели на Рапова - как же, первый в нашей жизни живой писатель, с которым можно запросто встретиться в коридоре и даже поговорить. Чуть позже Рапов читал нам главы из той, существовавшей в рукописи книги…»

В 1954 году вышли первая и вторая книги романа «Зори над Русью» с художественным оформлением автора, а в 1958 году увидела свет третья книга. Тогда же, 1 октября 1958 года, за этот литературный труд Михаил Александрович был принят в Союз писателей СССР.

Дальнейшая деятельность

Перед Раповым открылась возможность заниматься литературным делом на профессиональной основе — однако он остался верен уже выбранному преподавательскому делу и организации внеучебной работы с молодёжью. В 1960 году Михаил Александрович, например, подготовил Устав для вновь созданного в техникуме университета культуры с многочисленными факультетами, возглавил этот «вуз в сузе» и, одновременно, стал деканом факультета изобразительного искусства. Тогда же, 13 мая 1960 года, Рапов был награждён знаком «Отличник социалистического соревнования».

Помимо преподавания в техникуме и любви к истории Отечества как такового, он активно интересовался краеведением. Как следствие, в 1965 году вышла книга Михаила Рапова «Каменные сказы». Любовь автора к народному зодчеству была заметна уже в «Зорях над Русью», но непосредственное отражение она нашла именно в новом произведении о сокровищах древней русской архитектуры. Ярославль, Углич, Ростов, Тутаев — по этим местам Михаилу Рапову пришлось не раз пройти с записной книжкой и фотоаппаратом.

Фотография, кстати, стала ещё одним увлечением Михаила Александровича. Рыбинец Адольф Павлов вспоминал: Он был пионером цветной фотографии в Рыбинске. В те времена процесс проявления, а особенно печати цветных снимков был необыкновенно сложен и требовал точного соблюдения всех параметров растворов, вплоть до температуры с очень малыми допусками. Но Рапов всё это освоил в совершенстве. Я помню ажиотаж вокруг его первой выставки в техникуме, на которой были представлены цветные фотографии. Более того, он, как художник, компоновал негативы, совмещал их и добивался удивительных результатов. Один из снимков представлял собой громадного, раскинувшего крылья орла, летящего над поляной и лесом, а на спине орла стоит Маргарита Александровна в развевающемся платье.

В 1966 году Михаил Александрович, переживавший за состояние древних архитектурных шедевров, стал учредителем и первым председателем Рыбинского городского Общества охраны памятников истории и культуры, и занимал этот пост следующие шесть лет. Он также был делегатом I Всероссийского учредительного съезда ВООПиК. При Рапове как председателе городского общества охраны памятников истории и культуры начались во второй половине шестидесятых годов работы по восстановлению глав и шпиля рыбинского Спасо-Преображенского собора.

В 1966 году Михаил Александрович начал работать над новой повестью «Зимогоры»: её черновик, выполненный в толстых тетрадях чернильной ручкой, сохранился в Рыбинском историко-архитектурном музее. Эту книгу он писал не только в городской квартире, но и во время отпусков, когда вся семья отправлялась в расположенное на Волге село Иваньковское.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить