ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Сен-Мартен, Луи Клод де


ИмяЛуи Клод де Сен-Мартен
Дата рождения18.01.1743
Место рожденияАмбуаз
Дата смерти23.10.1803
Место смертиОней, близ Парижа
Род деятельностифранцузский мистик, переводчик,
Язык произведенийфранцузский
Дебют"О заблуждениях и истине"

Луи Клод де Сен-Мартен (родился 18 января 1743 во Франции, умер в 1803 году) — французский мистик, подписывавший свои работы псевдонимом «Неизвестный Философ». Духовный учитель мартинистов.

Жизнеописание

Луи Клод де Сен-Мартен родился в Амбуазе в бедной, но знатной семье.

Последовав желанию своего отца, вначале он стал адвокатом, а затем поступил на службу в гарнизон Бордо, где произошла его встреча с Мартинесом де Паскуалли (Паскуалисом), которого обыкновенно считают португальским евреем (однако позднейшие исследования указывают на то, что, вероятно, он был испанским католиком), чье мистическое учение, вобравшее в себя Каббалу, было направлено на приведение к тайному культу, содержавшему в себе магические и теургические ритуалы.

В 1771 году Сен-Мартен покинул армию, чтобы стать проповедником мистицизма. Талантливость его речей сделала Сен-Мартена желанным гостем в парижских салонах, однако чрезвычайное рвение привело к его многочисленным поездкам: сначала в Англию, где в результате он имел знакомство с английским мистиком Уильямом Лоу, затем в Италию и Швейцарию. Также он посетил все главные города во Франции. В 1788 году в Страсбурге он познакомился с Шарлоттой де Бёклин и едва не влюбился в неё; именно Шарлотта познакомила его с трудами Якоба Бёме.

Так как Сен-Мартен был аристократом, во время Французской революции он был интернирован, а его имущество подверглось конфискации. Позже он был освобожден местными властями, которые хотели назначить его школьным учителем. И хотя Сен-Мартен вырос убежденным католиком, всегда оставаясь верным Церкви, его первая работа, «О заблуждениях и истине» была внесена в Индекс запрещенных книг.

Он умер 23 октября 1803 года в Онее, близ Парижа.

Работы

Сен-Мартен был первым, кто перевел труды Якоба Бёме с немецкого на французский. Последующие годы он всецело посвятил написанию своих основных работ и переводу Бёме. Об интересах Сен-Мартена мы знаем из его опубликованных писем: он был увлечен спиритуализмом, магнетическим лечением, магическими эвокациями и произведениями Эммануэля Сведенборга.

Основные работы Сен-Мартена: Lettre à un ami, ou Considérations philosophiques et religieuses sur la révolution française («Письмо к другу, или Философские и религиозные соображения о французской революции»), «Молния на человеческое общество»(Éclair sur l’Association humaine), «Разум вещей, или Философский взгляд на природу существ и на предмет их существования» (L’Esprit des choses ou Coup d'œil philosophique sur la nature des êtres et sur l’objet de leur existence), «Человек, его истинная природа и служение» (Le Ministère de l’Homme-Esprit)

Остальные трактаты были изданы в книге под названием «Посмертные труды» (Œuvres posthumes 1807).

Французскую революцию Сен-Мартен воспринял как проповедь в действии, или, даже более того, как Судный День в миниатюре. Идеал общественного устройства он видел в естественной и духовной теократии, где Бог изберёт людей, которых Он наделил даром и осенил своим знамением, чтобы они руководствовали людьми согласно Божественной воле. Вся церковная система должна была исчезнуть, уступив место духовному христианству, основанному на обращении к высшему нравственному чувству, от которого исходит Божественное знание. Бог — это бесконечная личность, и его творение преисполнено божественной любви, которую Он не смог сдержать в себе. Человеческая душа, человеческий интеллект или дух, дух вселенной, а также элементы или материя — это четыре стадии божественной эманации, и человек является непосредственным отражением Бога, в то время как природа — это отражение человека. Как бы там ни было, человек утерял свое изначальное положение, пав, и материя явилась следствием этого падения. Но божественная любовь, соединенная для человечества в Христе, станет средством к окончательной Реинтеграции.

Влияние

Поклонники работ Сен-Мартена объединились в кружки под названием «Друзья Сен-Мартена», и впоследствии стали известны как мартинисты. Они оказали влияние на создание Герметического Ордена Золотой Зари.

Иногда отрицается, что Сен-Мартен создавал какие-либо организации. Эта позиция основывается на известной антипатии Сен-Мартена к обществам, организованным по Масонскому образцу, и сложным церемониям, а также на нехватке несомненных доказательств того, что он основал какой-либо эзотерический Орден. Однако, в отношении этого замечания, не стоит забывать про существенную разницу тайных обществ масонского типа, которые официально известны и зарегистрированы, и которые точнее было бы назвать «секретными», или «полу-тайными» обществами, в отличие от действительно эзотерических обществ, о чьем существовании в целом неизвестно. Кроме того, свидетельств, хотя и незначительных, не так уж и недостает. В большей степени они основаны на личной корреспонденции, в которой мы видим упоминания о существовании того, что иногда в одном случае Сен-Мартеном называется «Société des Initiés»/«Общество Посвященных», или, в других случаях, «Société des Intimes»/«Общество Друзей». Несомненно, что в обоих названиях это общество представлено инициалами «S.I.». Фактически, все они служат только для того, чтобы указать, что организация эта состояла из людей, носивших титул «Supérieur Inconnu» («Высший Неизвестный»).

Российский Мартинизм при царском дворе XVIII-ого века

Путешествуя по Европе, Сен-Мартен во время пребывания в Германии подружился с человеком по имени Рудольф Зальцман. Зальцман много помогал Сен-Мартену, он представил его алхимическому «Ордену Неизвестных Философов» («Order des Ubekannte Philosophen»), а также представил его Русскому двору в 1790 году. Там Сен-Мартен познакомился со многими знатными мужчинами и женщинами из царской семьи, и приобрел большое количество учеников.

Известно, что Сен-Мартен имел колоссальное влияние на умы русских масонов еще до того, как лично посетил Россию, и был представлен Царскому двору. Его книга «О заблуждениях и истине», вышедшая еще в 1775 году, была широко распространена среди русских масонов и произвела изменение в настроениях среди них, что привело в их среде к желанию завязать более близкие сношения с иностранными ложами, от которых до этого времени русские франкмасоны старались отгораживаться.

Среди российских друзей Сен-Мартена были князь Алексей Борисович Куракин, князь Александр Голицын и Николай Иванович Новиков. Николай Новиков был посвящен в несколько эзотерических обществ и являлся создателем еще двоих, включая «Орден Неизвестных Философов» и главой более известного российского отделения орден «Злато-Розового Креста», он начал поддерживать отделение ордена, содержавшее как розенкрейцерский корпус, так и учение Избранных Коэнов, которое при посвящении передал Куракину Сен-Мартен. Эту группу обычно называли «Теоретиками», по названию второго градуса в «Злато-Розовом Кресте».

Cм. также

  • Мартинес де Паскуалли
  • Жан-Батист Виллермоз
  • Мартинизм
  • Теургия
  • Розенкрейцеры
  • Орден Золотой Зари
  • Пентаграмматон

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить