ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шейхзаде, Максуд


В 1960 году вступил в КПСС. Продолжил творческую и педагогическую деятельность. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями. В 1964 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР.

Максуд Шейхзаде умер 19 февраля 1967 года в Ташкенте. Похоронен на мемориальном кладбище Чигатай. Имя писателя присвоено средней школе №167 города Ташкента.

Творчество

Первые стихи начал писать во время обучения в школе. Читал их на школьных мероприятиях. Первое его стихотворение было напечатано в Баку, в газете «Коммунист» в 1921 году. Большая часть стихотворений этого периода, написанных на азербайджанском языке, сохранились в виде рукописей в «Тетради Шейхзаде».

После ссылки, в 1930 году в Ташкенте был издан первый сборник его стихов на узбекском языке «Десять стихотворений». Вслед за этим вышли новые поэтические сборники Максуда Шейхзаде — «Созвучные мне» (1933), «Третья книга» (1934), «Республика» (1935). Его стихи этого периода представляют собой образцы гражданской и любовной лирики. Активно экспериментировал в области стихосложения, пробуя себя в других поэтических жанрах, но менее удачно.

В годы Второй мировой войны Максуд Шейхзаде издал несколько поэтических сборников: «За что борьба?», «Битва и песня», «Сердце говорит», «Сааз», «Грозою рождённые» (последние три на русском языке). Написал ряд поэм, среди которых особо следует выделить поэмы «Одиннадцатые», «Женя», «Третий сын», «Аксакал» о Юлдаше Ахунбабаеве.

В это же время выходят его статьи и очерки, проникнутые патриотическим духом. В его стихах того периода лучшие поэтические традиции узбекского фольклора и классической поэзии соединены с достижениями современной литературы. Максуд Шейхзаде пишет произведения в классических жанрах восточной поэзии, широко использует редиф. Например, он использует форму месневи в поэме «За что мы боремся?» (1942).

Послевоенное творчество Максуда Шейхзаде делится на два основных этапа. Первый отмечен трагическим событием в жизни поэта, он был объявлен врагом народа и репрессирован. Годы, проведённые им в лагере под Иркутском в Сибири, тяжело отразились на его здоровье и нашли отражение в его поэзии.

Новый этап начался с 1956 года, когда поэт был реабилитирован, и охватывает последнее десятилетие его жизни. Это был период наивысшего раскрытия его поэтического и писательского таланта. Им были написаны лирико-философская «Поэма о Ташкенте» («Ташкентнамэ», 1958), сборник избранных произведений «Диван четверти века», лирический сборник «Годы и дороги» (1961), сборники «Проспект», «Мир вечен».

В этот же период Максуд Шейхзаде написал свое главное драматическое произведение — трагедию «Мирзо Улугбек» (1964) о последних годах жизни эмира и учёного Мирзы Улугбека, жившего в Самарканде в XIV веке. Кроме этой пьесы, которую он экранизировал, создав по ней сценарий «Звезды Улугбека» (режиссёр Латиф Файзиев, 1964), поэт написал драмы — «Джалаледдин Мангуберди» (1941), о борьбе с монгольским нашествием в XIII веке, и «Абу Рейхан Бируни» (не сохранилась), об известном узбекском учёном. Драмы Максуда Шейхзаде заложили прочную основу стихотворной узбекской драматургии.

Максуд Шейхзаде в истории узбекской литературы известен и как литературовед и плодотворный переводчик. Им были написаны статьи «К характеристике лирического героя Навои» (1947), «О художественном стиле Навои» (1958), «В мастерской у наставника» и «Султан в мире газелей» (1960), исследования о творчестве Бабура, Мукимий, Фурката, Айбека, Гафура Гуляма и других узбекских писателей и поэтов.

На язык второй родины им были переведены произведения А.С. Пушкина («Медный всадник»), М.Ю. Лермонтова, У. Шекспира («Гамлет», «Ромео и Джульетта»), В.В. Маяковского, Ш. Руставели («Витязь в тигровой шкуре»), Н. Хикмета, М.Ф. Ахундова, Е. Чаренца, А.А. Суркова, Я. Коласа, С. Рустама, Эсхила, Эзопа, И. Гёте, Д. Байрона, Р. Тагора, Валлатхала, М. Камаля, А. Мицкевича, Р.И. Бехера, Физули, Н. Гянджеви, С. Щипачева, М. Рыльского, А. Исаакяна, И. Чавчавадзе, Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченка, Н. Гильена, А. Лахути, Р. Рза, Э. Багрицкого, Я. Купалы, Н.С. Тихонова и других.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить