ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шил, Мэтью Фипс


После освобождения из заключения Шил писал мало, в основном создавая пьесы и агитационные тексты для Социалистической Рабочей партии, которой сочувствовал. В 1919 году он женился вторично, этот брак распался примерно через десять лет. С 1923 года Шил постепенно вернулся к писательству, но после 1937 не публиковал новых произведений, выпуская лишь переиздания. В поздние годы его неприязнь к религии сменилась активным антихристианством, и он некоторое время работал над критическими комментариями к евангелиям. На старости лет Шил не оставил своего давнего увлечения йогой и сохранял крепкое здоровье, совершая длительные пешие прогулки. Писатель умер 17 февраля 1947 года в больнице Чичестера.

Творчество, критика, влияние

Как отмечает Брайан Стэблфорд, проза Шила отличается рядом стилистических особенностей. Для неё характерны словесное разнообразие, цветистость, подчёркнутая усложнённость синтаксиса, музыкальность.

Творчество Шила достаточно высоко ценил Говард Лавкрафт, открывший его для себя в 1923 году и отметивший ряд произведений писателя в своей работе «Сверхъестественный ужас в литературе». Лавкрафт назвал его рассказ «Кселуча» (Xélucha) «на редкость жутким сочинением», а новеллу «Дом звуков» (The House of Sounds), повествующую о зловещей башне, построенной мертвецом на необитаемом острове у берегов Норвегии, — «бесспорным шедевром», в котором заметно влияние Эдгара По. Менее удачным, однако неплохо написанным он счёл роман Шила «Пурпурное облако» — одно из первых научно-фантастических произведений в жанре постапокалипсиса.

начало цитатыМистер Шил с поразительной силой описывает проклятие, явившееся из арктической стужи, чтобы погубить человечество, и со временем оставившее на планете всего одного жителя. Чувства этого единственного выжившего, когда он понимает, в каком положении оказался, и его скитания в качестве хозяина планеты по заполненным трупами и никому не нужными сокровищами городам переданы с искусством, которому всего чуть-чуть недостаёт до настоящего величия.

«Пурпурное облако» во многом заложило основу субжанра постапокалиптической фантастики. Причиной вымирания человечества в романе становится планетарная катастрофа (огромное облако ядовитого газа), общим местом подобных произведений стал и мотив последнего выжившего, и эпизод его последующей встречи с другими уцелевшими. По мотивам этой книги снят американский фильм «Мир, плоть и дьявол» 1959 года, а Стивен Кинг признался, что «Пурпурное облако» было для него одним из источников вдохновения во время создания романа «Противостояние». Другие произведения писателя оказали воздействие на последующее развитие жанра научной фантастики. Вычурный стиль, характерный для Шила, отчасти перенял Томас Лиготти.

Персонажи романов Шила нередко высказывали необычные для своего времени или даже провокационные идеи, существенная часть которых может быть обнаружена в посмертном сборнике эссе писателя. Среди этих идей — антиклерикализм, одобрение евгеники и социал-дарвинизма, элементы антисемитизма. Взгляды Шила, идеализировавшего индивидуализм и считавшего, что христианство с его культом мученичества отжило своё, отчасти перекликаются с теориями Ницше. В то же время в его прозе встречаются и многочисленные религиозные аллюзии.

«Королевство Редонда»

Отец писателя, Мэтью Дауди Шилл, около 1865 года в шутку объявил себя королём крошечного необитаемого островка Редонда, расположенного неподалёку от Монтсеррата. В 1880 году он якобы «короновал» сына, препоручив ему «бразды правления» (несмотря на то, что Британия официально присвоила Редонду в 1872 году).

Шил, судя по всему, не придавал своему «титулу» большого значения, но придумал целую легенду, связанную с ним, чтобы привлечь внимание к переизданию своих сочинений в 1929 году. Так или иначе, Джон Гоусворт, литературный агент писателя, воспринял эту историю всерьёз. Умирая, Шил провозгласил Гоусворта своим «наследником», и тот начал с энтузиазмом играть эту роль, приняв «тронное имя» Хуан I. Виртуальное государство Редонда существует до сих пор.

Избранная библиография

Романы

  • Сапфир раджи (1896)
  • Жёлтая опасность (1898)
  • Контрабанда войны (1899)
  • Владыка моря (1901)
  • Пурпурное облако (1901)
  • В водовороте любви (1902)
  • Зло, творимое людьми (1904)
  • Жёлтая волна (1905)
  • Последнее чудо (1906)
  • Остров обманов (1909)
  • Дракон (1913)
  • Дети ветра (1923)
  • Секрет доктора Красински (1929)
  • Чёрный ящик (1930)
  • То, что над всем (1933)
  • Молодые приходят! (1937)

Сборники рассказов

  • Принц Залески (1895)
  • Образы в огне (1896)
  • Бледная обезьяна и другие наброски (1911)
  • И приходит женщина (1928)
  • Незримые голоса (1935)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить