ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Стампа, Гаспара


По сути, этот вопрос не имеет никакого значения, потому что на её творчестве в любом случае это никак не отразилось. Кроме того, в Венеции, более чем в других итальянских городах, респектабельные незамужние женщины могли проживать самостоятельно. Она музицировала перед смешанной аудиторией, посещала салоны в домах мужчин и вела роман в стихах в открытой форме, что, возможно, говорит о том, что Гаспара была членом полусвета. Но если эта маргинальность и беспокоила её, то в стихах это никак не проявлялось.

Творчество

После её смерти сестра Гаспары Кассандра выпустила сборник стихов Гаспары «Стихотворения» («Rime», 1554), с посвящением поэту Джованни Делла Каза, архиепископу Беневенто, который был другом обеих сестёр. В сборник вошли 311 сонетов, канцон, секстин. Большая часть произведений посвящена истории любви Гаспары к графу Коллатино ди Коллальто. Её творчество является одним из самых важных комплексов женской поэзии XVI века.

Посмертный сборник не имел успеха. Гаспара Стампа оставалась всего лишь сноской в истории итальянской литературы, пока в 1738 году в Риме граф Антонио Рамбальдо (потомок графа Коллальто) с помощью Луизы Бергалли не выпустил переиздание её стихов. Он нашел первое издание в архивах своей семьи и решился на новое «желая хоть каким-то образом выполнить свой долг перед памятью такой выдающейся поэтессы». Для этого издания он распорядился выгравировать портреты поэтессы и её любовника, своего предка (в первом издании был только её портрет).

Это второе издание стало популярным, дав вдобавок почву для роста романтической легенды о Гаспаре, которая циркулировала в Италии следующие два века. По-настоящему творчество Стампы было оценено в эпоху романтизма.

Сборник Гаспары является своего рода дневником: она выражает и радость, и расстройство. Она использует различные типы стихов — сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, капитулы. Согласно сонету II, она познакомилась с графом во время Рождества, и это была любовь с первого взгляда. Далее следует время счастья, потом сомнения, разрыв и страдания. Затем идут несколько сонетов, посвящённых новому любовнику. Они не так ярки, как предыдущие, и имеют более приглушённые интонации, но показывают, что новая надежда проникла в её сердце. Предполагают, что своей повествовательной структуре сборник обязан не автору, а её сестре, которая возможно расположила стихи в таком порядке, чтобы они производили должное впечатление.

Её стихия — непосредственные чувства и исповедальность. Основная тема её произведений — история любви к Коллальто. «Они изображают шаг за шагом развитие страсти к возлюбленному, во всех её изменчивых проявлениях, от величайшего счастья до горького отчаяния; они отличаются страстным пафосом». «Поэтесса сравнивала его со всеми богами античного Парнаса, однако не могла и не хотела скрыть его жестокость и непостоянство». «Она была поэтом против собственной воли. Она писала для себя и для него: эти сонеты были всего лишь письмами в их переписке, сжатые и пылкие страницы её личного дневника».

И. Голенищев-Кутузов отмечал, что страстная поэзия Стампы нарушает каноны поэзии Петрарки: вместо недостижимого идеала она обращается к «земной любви и земным страстям». Она используют упрощённую — в образах и лексических формах — традицию Петрарки: «Цитаты из Петрарки в стихах Гаспары Стампа очень многочисленны, но поэтессе не удаётся в полной мере придерживаться необходимой стилистики, и она использует лексику и схемы Петрарки достаточно поверхностно и упрощённо» . Особую ценность её стихам придают непосредственные чувства и исповедальность.

В культуре

  • Simon Vouet (1590—1642) изобразил её в виде Каллиопы в своей картине «Аполлон и музы», Будапешт.
  • Jacopo Cabianca. Gaspara Stampa dramma in versi. Пьеса включает следующих персонажей: Гаспару, её сестру, графа Коллатино, Биче Контарини, Лоренца Вениреа и художника Чезарино да Мурано.
  • Повесть Диодаты Салуццо Роеро «Гаспара Стампа»
  • Немецкий поэт Райнер Мария Рильке упоминает Гаспару в первой из своих «Дуинских элегий», которая часто считается одним из самых великих его произведений: «Ты о Гаспаре Стампе вдоволь передумал? достойный пример, чтобы девушка всякая, от которой любимый ушёл, грезила: стану ль как та, любящая?».
  • В начале XX века одна из её знаменитых строк — «жить пылая и не чувствовать боли» («viver ardendo e non sentire il male») изберёт своим жизненным принципом один из автобиографических персонажей Габриэле Д'Аннунцио, Стелио Эффрена, главный герой романа «Огонь» («Il fuoco»), чтобы подчеркнуть своё особенное отношение к жизни.
  • Тот же сонет, откуда была взята эта строка, привлёк внимание композитора: Джильберто Боско написал «Dedica» для сопрано, флейты, кларнета и горна (1982).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить