ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Теккерей, Уильям Мейкпис


Характеристика творчества

Основа всех романов и юмористических очерков Теккерея — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов. В романе того времени предполагается всегда идеальный герой или героиня; Теккерей же называет своё лучшее произведение — «Ярмарку тщеславия» — романом без героя, и в этом романе — как и в остальных — ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путем тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями,что возбуждает к ним интерес читателя. Глубокий пессимизм в сочетании с юмором,— вносящим,до некоторой степени, гармонию в диссонансы жизни,— звучит в произведениях Теккерея очень своеобразным аккордом и делает их высокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приемам Теккерей сходен с Диккенсом, но отличается от него тем, что не делает никаких уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все его романы превращаются в сатиры, всегда имеющие, впрочем, нравственную подкладку: пороки изображены весьма ярко, но далеко не в симпатичном виде.

В «Ярмарке тщеславия» героиня, Бекки Шарп, бедная девушка с очень положительными целями в жизни. Она хочет «устроиться» и не стесняется в выборе средств: она пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать своими интригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых старых холостяков, эксплуатирует полюбившего её молодого офицера и, выйдя за него замуж, обманывает его; даже когда её проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить свое положение в свете и возможность жить в роскоши. Жадность, суетность и эгоизм, свойственный людям — и, по мнению сексистов, в особенности женщинам, — поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в Бекки Шарп чрезвычайно ярко и сильно. В романе интересны только героиня и другие отрицательные типы: добродетельная Эмилия Сэдли и другие жертвы Бекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне Джо Сэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Теккерея в том, что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта, делающая их человечными. Они борются за свое благополучие — но такова жизнь... Теккерей обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни.

В «Пенденнисе» есть эгоист дядя и легкомысленный племянник, подверженный всем слабостям и заблуждениям молодости — и оба они все-таки остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные весьма недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш Амори и др. В «Ньюкомах» — продолжении «Пенденниса» — Теккерей показывает, как люди склонны обманывать других и становиться жертвами обмана. Весь роман — сплошная сатира на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на «гениальных» молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами и т. д.; это целая галерея жизненных, ярких и с блестящим юмором изображенных типов.

Пессимизм Теккерей вносит в окончание «Ньюкомов» трагическую ноту — смерть разорившегося полковника Ньюкома в приютившей его общине «Grey Friars» — и заканчивает сатиру гуманным грустным аккордом. «Эсмонд» и «Виргинцы» — два исторических романа из быта XVIII в. В них есть благородные характеры, изображенные с большой любовью; только героиня «Эсмонда» — воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Общая картина проникнута грустью и мораль сводится к тому, что результат низких побуждений всегда печальный, хотя бы ими достигались кажущиеся внешние блага. В этих романах, как и в предыдущих, Теккерей дает историю целых семей — и эта эпичность замыслов углубляет реализм, прикрепляет образы к жизни, делает их типичными не для одной Англии. Блеск юмора и сатирического таланта Теккерей сказывается и в его «Snob Papers» и «Yellowplush-Papers» — остроумных карикатурах на высшее английское общество и на «снобов» всех классов общества.

Переводы

На русском языке переводы сочинений Теккерея появляются с 1850-х годов. На русском его произведения выходили в частности, в переводах Е. Н. Ахматовой. Отдельное издание «Ярмарка тщеславия» (Санкт-Петербург, 1851; то же под заглавием «Базар житейской суеты» (Санкт-Петербург, 1853); то же (Санкт-Петербург, 1873); то же (перевод И. И. Введенского, Санкт-Петербург, 1885); «История Пенденниса» (Санкт-Петербург, 1852), то же (Санкт-Петербург, 1874); то же (перевод И. И. Введенского, Санкт-Петербург, 1885); «Книга мишуры» (перевод Голенищева-Кутузова, Москва, 1859); «Ньюкомы» (Санкт-Петербург, 1856); то же (перев. С. М. Майковой, Санкт-Петербург, 1890); «Очерки английских нравов» (перев. Ф. Ненарокомова, Санкт-Петербург, 1859); «Ловель вдовец» (Санкт-Петербург, 1860); «Записки мистера Желтоплюша» (Санкт-Петербург, 1860); «Горас Сальтоун» (Санкт-Петербург, 1862); «Сатирические очерки» (Санкт-Петербург, 1864); «Приключения Филиппа в его странствовании по свету» (Санкт-Петербург, 1871); «Мужнина жена» (Санкт-Петербург, 1878); «Собрание сочинений» (в 12-ти тт., Санкт-Петербург, 1894—1895).

Экранизации

  • Барри Линдон — Barry Lyndon; реж: Стэнли Кубрик; 1975
  • Не покидай — реж: Леонид Нечаев; 1989
  • Ярмарка тщеславия — телесериал 1998 г.
  • Ярмарка тщеславия — Vanity Fair; реж: Мира Наир; 2004

Библиография

Из изд. соч. Теккерей лучшее выход. с 1880 г. («Edit de luxe», 24 т.).

  • Hannay, «Memoir of T.» (1864)
  • Taylor, «T. the humourist a. the man of lettres» (2-е изд., 1868)
  • «Thackerayana? Notes a. anecdotes» (1874)
  • A. Trollope, «T.» (1887, «Engl. Men of Lettres»)
  • Conrad, «T. ein Pessemist als Dichter» (1887)
  • H. Merivale and Marzials, «Life of T.» (Лонд., 1891)
  • «Chapters from some memoirs» дочери Т. (Лонд., 1894)
  • Jack, «T., a study» (Лонд., 1895)

  • Александров, «Т., биографический очерк»
  • Дружинин (Соч. т. V)
  • «Жизнь и сочинения В. Т. по Троллопу» («Век», 1882, № 10—12)
  • И. Тэн, «Новая английская литература» (СПб., 1876)
  • его же, «Т.» («Отечественные записки», 1864, № 7)
  • «Диккенс и Т.» («Рус. вестник», 1864, № 7; «Современник», 1864, № 11—12)
  • «Жизнь и сочинения Т.» («Отеч. записки», 1855, № 1)
  • Форг, «Из жизни Т.» (ibid., 1864, № 8)
  • «В. Т., литературная характеристика» («Библиот. для чтения», 1856, № 3).

  • Собрание сочинений: В 12 т. — М., "Художественная литература", 1974—1980.
  • Уильям Мейкпис Теккерей. Творчество Воспоминания Библиографические изыскания. — М., "Книжная палата", 1989.
  • Теккерей в воспоминаниях современников. — М., 1990.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить