ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Толстая, Татьяна Никитична
Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова. Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определенных черт реализма, модернизма и постмодернизма».
Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящены работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т.Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е., в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.
Период рассказов
Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения. Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве. Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни. А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна.
В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков. Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ — птицу Сирин. Александр Генис в «Новой газете» отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры. Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет.
В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет — тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мертвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного».
В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году — «Сомнамбула в тумане».
Семья
- Прадед по материнской линии — Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.
- Дед по материнской линии — Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.
- Дед по отцовской линии — Алексей Николаевич Толстой, писатель.
- Бабушка по отцовской линии — Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.
- Отец — Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.
- Мать — Наталья Михайловна Лозинская (Толстая)
- Сестра — Наталия Никитична Толстая, писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ.
- Брат — Иван Никитич Толстой, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио «Свобода».
- Брат — Михаил Никитич Толстой, физик, политический и общественный деятель.
- Старший сын — Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель cтудии Артемия Лебедева, ведёт блог в Живом журнале.
- Младший сын — Алексей Андреевич Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живет в США. Женат.
Телевидение
- 12 августа 1999 года участвовала в телепередаче «Основной инстинкт».
- С октября 2002 года вместе с Авдотьей Смирновой ведёт телепередачу «Школа злословия».
- Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).
- Татьяна Толстая была два раза спародирована в телепередаче «Большая разница» артисткой труппы Галиной Коньшиной как член жюри в шоу «Минута славы» на Первом канале и один раз как соведущая программы «Школа злословия»
Библиография
Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами:
- На золотом крыльце сидели / Рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 198 с.
- Любишь — не любишь / Рассказы. – М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. – 381 с.
- Сёстры / С. Н. Толстой. – Эссе, очерки, статьи, рассказы. – М.: Изд. дом "Подкова", 1998. – 392 с.
- Река Оккервиль / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2005. – 462 с.
- Двое / С Н. Толстой. – М.: Подкова, 2001. – 476 с.
- Кысь / Роман. – М.: Подкова, 2001. – 318 с.
- Изюм / М.: Подкова; Эксмо, 2002. – 381 с.
- Круг / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2003. – 345 с.
- Белые стены / Рассказы. – М.: Эксмо, 2004. – 586 с.
- Женский день / М.: Эксмо; Олимп, 2006. – 380 с.
- День. Личное / М.: Эксмо, 2007. – 461 с.
- Ночь / Рассказы. – М.: Эксмо, 2007. – 413 с.
- Не кысь (2007)
- Река (2007)
- Кысь. Зверотур. Рассказы (2009)
В переводе
- On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3.
- The Slynx New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-196-9
- White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7
Награды
Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2003 г.