ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Уайльд, Оскар
В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания — не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.
Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение — показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность
наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.
Библиография
Пьесы
- Вера, или Нигилисты (1880)
- Герцогиня Падуанская (1883)
- Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
- Веер леди Уиндермир (1892)
- Женщина, не стоящая внимания (1893)
- Идеальный муж (1895)
- Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
- Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908)
- Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1908)
Романы
- Портрет Дориана Грея (1891)
Повести и рассказы
- Кентервильское привидение
- Преступление лорда Артура Сэвила
- Портрет господина У. Г.
- Натурщик-миллионер
- Сфинкс без загадки
Сказки
Из сборника «„Счастливый принц“ и другие сказки»:
- Счастливый Принц
- Соловей и роза
- Великан-эгоист
- Преданный Друг
- Замечательная ракета
- Юный король
- День рождения Инфанты
- Рыбак и его Душа
- Мальчик-звезда
Поэмы
- Равенна (1878)
- Сад Эроса (опубл. 1881)
- Мотив Итиса (опубл. 1881)
- Хармид (опубл. 1881)
- Пантея (опубл. 1881)
- Humanitad (опубл. 1881; лат. букв. «Во человечестве»)
- Сфинкс (1894)
- Баллада Редингской тюрьмы (1898)