ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Усиевич, Елена Феликсовна
Имя | Елена Феликсовна Усиевич |
Имя при рождении | Елена Феликсовна Кон |
Дата рождения | 04.03.1893 |
Место рождения | в Якутске, Российская империя |
Дата смерти | 15.01.1968 |
Место смерти | Москва, СССР |
Род деятельности | XX века, XX века |
Годы активности | 1928—1958 |
Жанр | литературная критика, статьи |
Язык произведений | русский |
Дебют | 1928 |
Еле́на Фе́ликсовна Усие́вич (в девичестве Кон; февраля, Якутск Российская империя — 15 января 1968, Москва СССР) — советский литературный критик.
Биография
Родилась в семье ссыльных революционеров Феликса Яковлевича Кона и Христины Григорьевны Гринберг.
С 1909 года принимала участие в революционном движении; с 1915 — член ВКП(б). Была в эмиграции, возвратилась в Россию в 1917 году с группой большевиков, возглавляемой Лениным. Принимала участие в гражданской войне. Была женой революционера Григория Усиевича, погибшего в 1918 г.
В 1932 году окончила Институт красной профессуры.
Работала заместителем директора Института литературы и искусства Коммунистической академии.
Литературная критика
Впервые выступила в печати в 1928 году. Активно публиковалась в журналах «Литературный критик», «Литературное обозрение» и других, основные статьи этого периода собраны в сборнике «Писатели и действительность» (1936).
Статьи Усиевич носили резко идеологический и полемический характер: так, в брошюре «За чистоту ленинизма в литературной теории» (1932) Усиевич подвергла резкой критике деятельность РАПП, приводившие к ряду «извращений партийной линии в литературе», разгрому подверглась в её статьях литературоведческая концепция Валерьяна Переверзева. Вопросы социалистического реализма, политической поэзии, задач советской критики рассматривались в статьях «О социалистическом реализме», «Критика методами искусства», «„Рококо“ в критике» и др.
Отдельные статьи были посвящены Усиевич творчеству Маяковского, Сергеева-Ценского, Николая Островского, роману Максима Горького «Жизнь Клима Самгина», произведениям Николая Вирты и др. В 1933 г. статья Усиевич стала важным этапом в травле Николая Заболоцкого: в ней Усиевич, в частности, заявила:
Опасность творчества Заболоцкого заключается в том, что его настоящее мастерство с одной стороны и формалистские выверты, которыми он, маскируя свои враждебные тенденции, влияет на ряд молодых вполне советских поэтов, с другой — создают ему учеников и поклонников в таких литературных слоях, за которые мы должны с ним драться, разоблачая его как врага, показывая, чему служит его утонченное и изощренное мастерство, каковы функции его стилизованного примитивизма, его поддельной наивности и наигранного юродства. Нужно сорвать с Заболоцкого эту маску блаженного, оторванного от коллектива, занимающегося «чистой поэзией» мастера, чтобы предостеречь от учебы у него близких нам молодых, талантливых поэтов, от которых талант Заболоцкого заслоняет классовую сущность его творчества, которые вместе с настоящим мастерством берут у него и стороны его стихов, служащие исключительно маскировкой этой классовой сущности.
В послевоенные годы выпустила книги «Владимир Маяковский» (1950), «Ванда Василевская» (1953), «Пути художественной правды» (1958).