ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Усиевич, Елена Феликсовна


ИмяЕлена Феликсовна Усиевич
Имя при рожденииЕлена Феликсовна Кон
Дата рождения04.03.1893
Место рожденияв Якутске, Российская империя
Дата смерти15.01.1968
Место смертиМосква, СССР
Род деятельностиXX века, XX века
Годы активности1928—1958
Жанрлитературная критика, статьи
Язык произведенийрусский
Дебют1928

Еле́на Фе́ликсовна Усие́вич (в девичестве Кон; февраля, Якутск Российская империя — 15 января 1968, Москва СССР) — советский литературный критик.

Биография

Родилась в семье ссыльных революционеров Феликса Яковлевича Кона и Христины Григорьевны Гринберг.

С 1909 года принимала участие в революционном движении; с 1915 — член ВКП(б). Была в эмиграции, возвратилась в Россию в 1917 году с группой большевиков, возглавляемой Лениным. Принимала участие в гражданской войне. Была женой революционера Григория Усиевича, погибшего в 1918 г.

В 1932 году окончила Институт красной профессуры.

Работала заместителем директора Института литературы и искусства Коммунистической академии.

Литературная критика

Впервые выступила в печати в 1928 году. Активно публиковалась в журналах «Литературный критик», «Литературное обозрение» и других, основные статьи этого периода собраны в сборнике «Писатели и действительность» (1936).

Статьи Усиевич носили резко идеологический и полемический характер: так, в брошюре «За чистоту ленинизма в литературной теории» (1932) Усиевич подвергла резкой критике деятельность РАПП, приводившие к ряду «извращений партийной линии в литературе», разгрому подверглась в её статьях литературоведческая концепция Валерьяна Переверзева. Вопросы социалистического реализма, политической поэзии, задач советской критики рассматривались в статьях «О социалистическом реализме», «Критика методами искусства», «„Рококо“ в критике» и др.

Отдельные статьи были посвящены Усиевич творчеству Маяковского, Сергеева-Ценского, Николая Островского, роману Максима Горького «Жизнь Клима Самгина», произведениям Николая Вирты и др. В 1933 г. статья Усиевич стала важным этапом в травле Николая Заболоцкого: в ней Усиевич, в частности, заявила:

Опасность творчества Заболоцкого заключается в том, что его настоящее мастерство с одной стороны и формалистские выверты, которыми он, маскируя свои враждебные тенденции, влияет на ряд молодых вполне советских поэтов, с другой — создают ему учеников и поклонников в таких литературных слоях, за которые мы должны с ним драться, разоблачая его как врага, показывая, чему служит его утонченное и изощренное мастерство, каковы функции его стилизованного примитивизма, его поддельной наивности и наигранного юродства. Нужно сорвать с Заболоцкого эту маску блаженного, оторванного от коллектива, занимающегося «чистой поэзией» мастера, чтобы предостеречь от учебы у него близких нам молодых, талантливых поэтов, от которых талант Заболоцкого заслоняет классовую сущность его творчества, которые вместе с настоящим мастерством берут у него и стороны его стихов, служащие исключительно маскировкой этой классовой сущности.

В послевоенные годы выпустила книги «Владимир Маяковский» (1950), «Ванда Василевская» (1953), «Пути художественной правды» (1958).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить