ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Вишневецкий, Игорь Георгиевич


Дальнейшее усиление мифологической составляющей заметно в стихах, вошедших сборник «Первоснежье» (2007), и в текстах для литературно-музыкальных «действ», в которых Вишневецкий принимал участие в 2007-2009 годах («Бестиарий», «Гидромахия», «Стихослов», «Защита солнца в Венецианской лагуне»). Создаётся впечатление, что он стремится вернуть поэзию к её истокам, где словесное неотделимо от музыкального, и настойчиво напоминает современному западному обществу о сакральной природе поэтического слова.

Вишневецкий уделяет внимание отношениям языка искусства с языком философии и политики. В монографии «Трагический субъект в действии» (1995—1997, издана в 2000) он предлагает считать неразличение Андреем Белым поэтического и философского дискурсов сознательным приёмом и рассматривает предложенную Белым замену гегелевской триады диалектической тетрактидой в качестве существенного вклада в философскую эстетику.

Вишневецкий также автор англоязычных работ о Белом, в частности литературной биографии поэта в книге «Russian Writers of the Silver Age, 1890-1925» (2004) — томе издававшегося Мэтью Брукколи «Словаря литературных биографий». Кроме того в «Словаре» им опубликованы англоязычные литературные биографии [[Соловьёв, Сергей Михайлович (поэт)|Сергея Соловьёва] (2004) и Арсения Тарковского (2011).

В книге «„Евразийское уклонение“ в музыке 1920-х—1930-х годов» (2005) — на материале политической философии и музыки — выстраивает оригинальную интерпретацию русского евразийства. Вишневецкий видит в нём мощный проект альтернативной модернизации, нацеленный на преодоление модерна и создание привлекательной концепции «новой западности», уходящей корнями в культуру центральной и восточной Евразии.

В 2009 на основании новых архивных разысканий он опубликовал подробную биографию Сергея Прокофьева, в которой жизненный путь композитора представлен в неразрывном единстве с его эмоциональными, религиозными и политическими поисками, с попытками создать русский аналог вагнеровского целостного произведения искусства. Критика отмечала, что «настолько подробной и увлекательной биографии Сергея Прокофьева ещё не появлялось», в книге «представлен современный взгляд на жизнь и творчество Прокофьева и - впервые под одной обложкой, к тому же на русском языке - приведён огромный объем материала, либо рассредоточенного в специальных, недоступных широкому кругу читателей изданиях, либо вообще неизвестного» (Анна Булычёва), более того - «автор искренне любит своего героя и хочет от читателя разделённой любви и к Прокофьеву, и к его музыке» (Ревекка Фрумкина).

В 2010 на страницах «Нового мира» появилась повесть Вишневецкого «Ленинград», действие которой происходит в первые восемь месяцев блокады города (с сентября 1941-го по апрель 1942-го года). «Ленинград» строится как философско-психологическое повествование в манере романов Достоевского, но включает в себя элементы исследовательской прозы (цитаты из подлинных документов, историко-лингвистические реконструкции) и даже лирической поэзии. В центре повести - ситуация «расчеловечивания» и то, что ей противостоит внутри каждого из персонажей. Реакция критики и читателей свидетельствовала о том, что жанрово и тематически «Ленинград» попал в болевую точку и меньше всего воспринимался как историческая проза. Так Полина Барскова отмечала, что «задачей Вишневецкого является не столько панорамное изображение, не вид сверху, но индивидуальное восприятие блокады и перевоплощение поли- и какофонии. Неслучайно его протагонистом является композитор и музыковед, для которого все – род гармонии, даже беззвучие мертвого города. ...Наконец-то наступило время для художественных прочтений блокады, которые можно определить как открытые и открывающие, обращающиеся буквально к первичному опыту истории...»

Из интервью, данных Вишневецким в течение 2012, стало известно, что он работает над экранизацией «Ленинграда» .

Признание

Повесть «Ленинград» отмечена премией журнала «[[Новый мир (журнал)|Новый мир]]» как лучшая прозаическая публикация 2010 года. Награждена премией «Новая словесность (НоС) - 2011» Вишневецкий дважды входил в «короткий список» [[Премия Андрея Белого|премии Андрея Белого] — в 2000 как стихотворец, в 2005 как исследователь.

Библиография

  • Стихотворения. — М.: ALVA-XXI, 1992.
  • Тройное зрение. — Нью-Йорк: Слово/Word, 1997.
  • Трагический субъект в действии: Андрей Белый. — Франкфурт-на-Майне: Peter Lang, 2000.
  • Воздушная почта: Стихи 1996—2001. — М.: НЛО, 2001.
  • «Евразийское уклонение» в музыке 1920-х—1930-х годов. — М.: НЛО, 2005.
  • На запад солнца. — М.: Наука, 2006.
  • Первоснежье. — М.: Русский Гулливер, 2008.
  • Стихослов. — М.: Икар, 2008.
  • Сергей Прокофьев. — М.: Молодая гвардия, 2009.
  • Ленинград: Повесть // Новый мир. — 2010. — № 8. — С. 7-54. (Отдельное издание — М.: Время, 2012)
  • В цветном приделе: Из цикла "Космогония", стихи // Новый мир. — 2011. — № 4. — С. 142-145.
  • Занимательная энтомология: Цикл стихов // Новый мир. — 2012. — № 8. — С. 101-105.
  • Острова в лагуне: Повесть // Новый мир. — 2013. — № 3. — С. 9-30.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить