ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Володин, Александр Моисеевич
Получив признание в кинематографе, Александр Володин в начале 70-х годов вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» и «Дульсинея Тобосская», с которой Олег Ефремов в 1971 году дебютировал во МХАТе, как режиссёр и как актёр, сыграв рыцаря Печального Образа. На основе пьесы «Дульсинея Тобосская» Геннадий Гладков создал одноимённый мюзикл, который в 1973 году Игорь Владимиров поставил на сцене Театра им. Ленсовета (с Алисой Фрейндлих в главной роли); мюзикл, в свою очередь, в 1980 году был экранизирован Светланой Дружининой.
Одновременно Володин продолжал работать в кино: Сергей Герасимов снял по его сценарию фильм «Дочки-матери», Георгий Данелия — знаменитый «Осенний марафон».
Кроме пьес и киносценариев, Александр Володин писал стихи и прозу — главным образом мемуарного характера.
Умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.
Память
- На стене дома по адресу Большая Пушкарская улица, д. 44, в котором (в кв. 28) жил А. М. Володин, по инициативе и по ходатайству драматургов Александра Болонина и Ильи Штемлера 10 февраля 2004 года открыта мемориальная доска (авторы — скульптор Григорий Ястребенецкий и архитектор Татьяна Милорадович).
- По инициативе Санкт-Петербургского драматического театра «Остров» планируется к 95-летию (2014 г.) или 100-летию (2019 г.) поставить памятник А. М. Володину в Матвеевском сквере. Проект памятника создан скульптором И. Фроловым и художником Г. Д. Ястребенецким.
- В Москве совместный памятник А. М. Володину, В. С. Розову, А. В. Вампилову установлен при входе в театр «Табакерка» в 2007 году.
- Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится фестиваль «Пять вечеров», посвящённый памяти А. М. Володина.
Творчество
Как и Виктор Розов, Володин был драматургом поколения «шестидесятников» и в своих пьесах противостоял тенденциям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой всегда отстаивал коллективные интересы, вступать же в конфликт с коллективом мог только отрицательный персонаж. В своих пьесах, сюжеты для которых он брал из повседневной жизни, Володин, начиная с «Фабричной девчонки», всегда был на стороне человека, идущего против течения, восстающего против общепринятого, обнажая таким образом социальные, нравственные и психологические конфликты современного ему общества.
Пьесы
В скобках указана первая постановка
- «Фабричная девчонка» (Ставропольский театр, 1956)
- «Пять вечеров» (Большой драматический театр им. Горького, 1959)
- «В гостях и дома» (Театр им. Ермоловой, 1960)
- «Моя старшая сестра» (Большой драматический театр им. Горького, 1961)
- «Идеалистка» (1962)
- «Назначение» («Современник», 1963)
- "Кастручча"(1966)
- «Дульсинея Тобосская» (МХАТ, 1971)
- «С любимыми не расставайтесь» (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1972)
- «Дочки-матери» (1974)
- «Две стрелы» (1980)
- «Ящерица» (1982)
- «Блондинка» (Большой драматический театр им. Горького, под названием «Киноповесть с одним антрактом», 1984)
Известные постановки
«Фабричная девчонка»
- 1956 — Театра Советской Армии. Постановка Б. Львова-Анохина. В роли Женьки Шульженко — Людмила Фетисова