ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Вондел, Йост ван ден


ИмяЙост ван ден Вондел
Оригинал имениJoost van den Vondel
Дата рождения17.11.1587
Место рожденияКёльн, Священная Римская империя
Дата смерти5.02.1679
Место смертиАмстердам, Республика Соединённых провинций
Род деятельностипоэт, драматург
Направлениевозрождение, классицизм
Жанрдрама, поэма
Язык произведенийнидерландский

Йост ван ден Вондел (Joost van den Vondel; 17 ноября 1587, Кёльн — 5 февраля 1679, Амстердам) — выдающийся поэт и драматург Нидерландов, один из наиболее ярких представителей «Золотого века» нидерландской литературы. Своим творчеством заложил основы современного нидерландского литературного языка.

Биография

Старший из семи детей в семье меннонитов из Антверпена. В 1595 г. из-за религиозных гонений семья бежала в Утрехт, где Йост пошёл в школу и увидел ученическую постановку латинской драмы. В марте 1597 г. семья обосновалась в Амстердаме, где отец Йоста открыл лавку трикотажа. После смерти отца в 1608 г. дело продолжила мать; Йост вскоре стал её компаньоном и при поддержке жены управлял лавкой до 1613 г. В тот же период участвовал в деятельности камеры риторов «Белая лаванда», начал изучать латынь, вошёл в поэтический кружок Румера Фиссера.

Творчество

Произведения Вондела охватывают почти все виды поэтического творчества: он — автор лирических, эпических и дидактических стихотворений, а также многочисленных драм (всего 32), принесших ему мировую известность. Переводил французских, итальянских и античных авторов.

В Нидерландах Возрождение совпадало с национальным освобождением и реформацией, и творчество Вондела отражало все эти исторические движения. В александрийских стихах он воспевает величие страны, рост торговых городов, подвиги голландцев на суше и морях; в стихах античной формы воспевает национальное движение против испанцев («Geboortklock van Willem van Nassau», 1626 и др.).

Ещё нагляднее сочетание элементов Ренессанса и реформации (и идеологии пуританского кальвинизма) в драмах Вондела. Большинство из них написано на библейские темы («Пасха», «Иосиф в Египте», «Иеффай», «Самсон», «Соломон», «Адам в изгнании», «Ной» и мн. др.), некоторые — на исторические («Гейсбрехт Амстердамский», «Мария Стюарт», «Батавские братья» и др.).

В библейских драмах Вондел часто откликается на события своего времени, — так, например, в «Пасхе» он под видом исхода иудеев из Египта воспевает борьбу Нидерландов против Испании. В формально-художественном отношении эти библейские драмы построены строго классически (в первое время по Сенеке, позднее по Еврипиду и Софоклу: каждая пьеса состоит из пяти действий с длинными монологами и заключительными хорами).

Несмотря на сценичность, драмы Вондела очень однообразны, так как все характеры героев предопределены и даны уже готовыми, а не раскрываются в борьбе страстей; любовь отсутствует совершенно, ибо она, по мнению Вондела, профанирует драму и противоречит законам нравственности.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить