ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Вороной, Николай Кондратьевич


Был репрессирован в 1934 году. Расстрелян по приговору особенной тройки УНКВС Одесской области. Архив Вороного сохраняется в Институте литературы имени Тараса Шевченко НАН Украины.

10 ноября 1957 года решением президии Кировоградского суда Николай Вороной был реабилитирован.

Литературное творчество

Первые поэтические произведения Вороной написал ещё обучаясь в Харьковском реальном училище. Печататься Вороной начал в 1893 году (стихотворение «Не грусти, девушка»). Публиковался в периодических изданиях «Зоря», «Литературно-научный вестник», «Засев», «Звон», «Совет» в антологиях, сборниках, декламаторах начала XX века: «Аккорды», «Украинская муза», в альманахах «Складка», «По красе», «Дубовая листва», «На вечную память Котляревскому» и многих других.

В 1899 году написал своё самое известное произведение — «Евшан-зелье» («Євшан-зілля») про необходимость возвращения человеку исторической памяти, осознания своей национальной принадлежности. В 1901 году в Литературно-научном вестнике опубликовал открытое письмо программного характера, где призывал писателей к участию в альманахе, «который по содержанию и форме мог бы хоть немного приблизиться к новым течениям и направлениям современных литератур».

В изданном им альманахе «Из-за туч и долин» (Одесса, 1903), наряду с модерными поэзиями были представлены произведения поэтов, которые остро выступали против декаданса и других течений в литературе и искусстве — Ивана Франка, Павла Грабовского, Леси Украинки, Михаила Старицкого, Владимира Самийленко и других.

Первый сборник Вороного «Лирические поэзии» вышел в 1911 году в Киеве. Стихи её были переполнены музыкальностью, свежестью образов. В следующем сборнике «Сияние грёз» (1913) Вороной идёт путём полной эстетизации. Поэзия Вороного становится всё более глубокой, затрагивает общепринятые темы, философские вопросы («Путешествующие элегии»). Он одним из первых вводит в лирику темы города, использует ряд традиционных мотивов европейской поэзии, где противопоставляется поэтичная одухотворённость и быт, утверждает непреодолимое стремление человека к красоте, света, познания космоса («Икар», «Солнечные минуты»), раскрывает трагизм душевного одиночества (Цикл «Осокори»). Ориентированная прежде всего на читателя, воспитанного на лучших образцах мировой литературы, поэзия Вороного была, по высказыванию Александр Белецкого, «явлением высокой художественной ценности».

Творчество Вороного олицетворяет разрыв с народной традицией, ей присуще разнообразие метрических форм и строфических построений. Тяга к модернизму не помешала автору писать произведения, пронизанные щедрой любовью к народу, уважением к его наилучшим детям — («Край мой родной», «Призрак», «Горами, горами», стихотворения, посвящённые Тарасу Шевченко, Ивану Франку и т. д.). Вместе с тем создаёт поэзии, в которых высмеивает национальную ограниченность, псевдопатриотизм, его антигуманистическую, аморальную сущность («Молодой патриот», «Старым патриотам»).

Вороному принадлежит ряд искусствоведческих («Кистью и пером») и театральных трудов («Театральное искусство и украинский театр», 1912; «Театр и драма», 1913), в которых он выступает приверженцем системы Станиславского; «Михаил Щепкин», 1913 г.; «Украинский театр в Киеве», 1914 г.; «Режиссёр», 1925 г.; «Драматическая примадонна», 1924 г. — про сценическую деятельность известной актрисы Л. Линицкой.

Вороной — автор ряда литературоведческих статей, театральных рецензий. В наследии Вороного значительное место занимают переводы и перепевки из других литератур.

Поэтические сборники

  • Лирические поэзии («Ліричні поезії», 1911 год);
  • В сиянии грёз («В сяйві мрій», 1913 год).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить