ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Ян, Василий Григорьевич


Создавая свои произведения Ян, зачастую следовал убеждению, что героические личности «должны быть не такими, какими они были в действительности, а какими они должны быть, чтобы стать идеалом», должны возвышаться над остальными, показанными реалистично. Писателю удаётся показать сложность человеческой судьбы и отсутствие деления на своих и чужих. Интерес к его произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1942) — за роман «Чингиз-хан» (1939)

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1907—1913 — угол Кабинетской (теперь — Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической), Первая Санкт-Петербургская классическая гимназия
  • 1909—1912 — доходный дом Лыткина — Набережная реки Фонтанки, 53.

Сочинения

Повести (романы)

  • «Афганский изумруд» (незаконченная повесть), 1912
  • «Финикийский корабль», 1931
  • «Огни на курганах», 1932—1952
  • «Спартак», 1933
  • «Молотобойцы» 1934
  • «Нашествие монголов» (трилогия):
    • «Чингиз-хан» («Чингисхан») (1939)
    • «Батый», 1942 (сокращённый вариант для детей — «Нашествие Батыя», 1941)
    • «К „последнему“ морю», 1955
  • «На крыльях мужества» (повесть-сказка), 1940-е
  • «Юность полководца», 1952
  • «Поход Ермака», ?

Пьесы и сценарии

  • «Невеста красного партизана», 1921—1923
  • «Колчаковщина», 1921—1923
  • «Деревня, проснись», 1921—1923
  • «Нота лорда Керзона», 1921—1923
  • «Красноармейская звезда», 1921—1923
  • комедия «Худжум», 1925—1927
  • «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» (либретто непоставленной оперы), 1944
  • «Чингиз-хан» (либретто неснятого фильма), 1944
  • «Джелаль-эд-Дин» (либретто неснятого фильма), 1944

Рассказы

  • «Рассказы о необычайном»
    • «Что лучше?», 1944
    • «Голубая сойка Заратустры», 1945
    • «Овидий в изгнании», начало 1930-х
    • «Трюм и палуба», 1929
    • «Возвращение мечты», конец 1940-х
    • «В Орлином гнезде „Старца горы“», конец 1940-х
    • «Скоморошья потеха», конец 1940-х
    • «Партизанская выдержка (Валенки летом)», 1922
    • «Загадка озера Кара-нор», конец 1920-х
    • «В песках Каракума», конец 1920-х
    • «Плавильщики Ванджа», начало 1930-х
  • «Рассказы „старого закаспийца“»
    • «Колокол пустыни», 1906
    • «Тач-Гюль (В горах Персии)», 1910
    • «Демон Горы», 1943—1944
    • «Ватан („Родина“)», 1936
    • «Письмо из скифского стана», конец 1920-х
    • «Афганские привидения», конец 1906
    • «Письмо из скифского стана», конец 1920-х
    • «Видения дурмана (Душа)», 1910
    • «Рогатая змейка (Рассказ капитана)», 1907
    • «Три счастливейших дня Бухары», 1944
  • путевые заметки «Голубые дали Азии», 1947—1948

Очерки и статьи

  • сборник очерков «Записки пешехода», 1901
  • сборник статей «Воспитание сверхчеловека», 1908
  • брошюра «Что нужно сделать для петербургских детей», 1911
  • «В Чёрном море», 1907—1912
  • «В Босфоре», 1907—1912
  • «В Афинах», 1907—1912
  • «Записки русского путешественника», 1907—1912
  • «На русском Севере», 1907—1912
  • «В защиту Приамурья», 1907—1912
  • «Япония и Корея», 1907—1912
  • «Неиспользованные богатства Сахалина», 1907—1912
  • «Самарканд», 1925—1927
  • «Пляски женщин Узбекистана», 1925—1927
  • «Узбекский народный театр», 1925—1927
  • «Узбекская драма», 1925—1927
  • «О 1-й мастерской хореографии», 1925—1927
  • «Александр и Спитамен», конец 1920-х — начало 1930-х
  • «Как я работал над своими книгами», конец 1920-х — начало 1930-х
  • «Историческая достоверность и творческая интуиция», конец 1920-х — начало 1930-х
  • «Завоевание Средней Азии Александром Македонским», конец 1920-х — начало 1930-х
  • «У горы Фархада», 1941—1944
  • «Новый узбекский народный театр», 1941—1944
  • «Муканна», 1941—1944
  • «Проблема исторического романа», 1941—1944
  • «Красноармеец», 1941—1944

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить