ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Язвицкий, Валерий Иоильевич


Осенью 1915 года вернулся в Россию.

После Октябрьской революции служил в РККА, работал в Наркомпросе.

В 1922 году предпринял попытку издать ежемесячный литературно-художественный и научно-популярный журнал «Жизнь», но вышло в свет всего лишь три номера.

В 1930—1931 годах принимал участие в издании 3-х томного издания «Жизнь животных по А. Э. Брему» (написал для первого тома один раздел и полностью составил второй том).

Во время Великой отечественной войны оставался в Москве, служил начальником ПВО одной из зон столицы,

В это время начал писать роман «Иван III — государь всея Руси», который частями был издан в 1946—1955 годах в издательстве «Художественная литература». Перенеся инсульт и практически потеряв возможность двигаться, последнюю книгу романа диктовал секретарю.

Умер в Москве 21 октября 1957 года. Похоронен в 114 колумбарии Новодевичьего кладбища (старая территория).

Литературное творчество

Писал исторические, фантастические, научно-популярные произведения, пьесы, стихи.

В 1903 году, ещё в гимназии, написал пьесу о жизни татарской женщины «Болезнь духа», поставленную в том же году Казанским городским театром во время гастролей В. Ф. Комиссаржевской.

Позднее, во время работы в «Волжском листке», печатал в этом издании стихи и рассказы. Написанная в это время вторая его пьеса «Отпетый», рассказывающая о студенческой жизни, была запрещена цензурой к постановке.

Создал кинодраму «В хороводе жизни», послужившую основой для фильма А. А. Ханжонкова

Написал несколько исторических романов. Роман «Непобеждённый пленник» рассказывает о жизни Ипполита Мышкина, народовольца, сподвижнике Чернышевского, а действие другого романа, «Сквозь дым костров», происходит во Франции и Испании XVIII века. Одно из самых известных его произведений, «Иван III — государь всея Руси» — одну из первых советских эпопей на тему истории России, воссоздающую эпоху правления Ивана III, при котором сложилось ядро единого Российского государства.

Немалое место в его творчестве занимает фантастика. Ещё в 1908 году в Женеве опубликовал фантастический памфлет «Новая зимняя сказка». В 1914 году написал трагедию под названием «Храм Солнца», сюжет которой разворачивается в фантастической стране, напоминающей Индию, и рассказывает о борьбе различных каст за место под солнцем. В начале 1920-х годов в московской Мастерской коммунистической драматургии была поставлена его одноактная пьеса «Кто виноват?» («Разруха»), где главным действующим лицом был фантастический персонаж — древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха, мешающая жить семье свободного пролетария. Тогда же написал роман «Побеждённые боги» (1924; др. -«Гора Лунного духа»), посвящённому одной из «затерянных» цивилизаций, а несколько позднее — «Остров Тасмир» (1927), действие которого также развёртывается в «затерянном мире».

Его последующие фантастические повести и рассказы созданы в основном в жанре твёрдой научной фантастики с элементами научно-популярной литературы и иллюстрируют основные физические законы, рассказывают о космических полётах. Так, в «Путешествии на Луну и на Марс» (1928) рассказывается о сне работника кооператива Петра Ивановича Гура, который вместе с приятелем совершает межпланетное путешествие на ракете, построенной по проекту К. Э. Циолковского американским профессором университета. На Марсе они встречают аборигенов, похожих на больших лягушек, и вступают с ними в контакт. Рассказ снабжён приложением, в котором излагается теорию теорию космического полёта. В рассказе «Мексиканские молнии» (1930) обыгрывался сюжет с применением передачи энергии без проводов, а в рассказе «Аппарат Джона Инглиса» (1929) автор показывает мир, лишённый силы трения. Эти произведения, а также рассказы «Воздушный колодец» (1930), «Загадка Мауэрского озера» (1929), «Хранители жизни» (1931), позднее были включены в сборники «Как бы это было» (1938) и «Аппарат Джона Инглиса» (1945);

Опубликовал многочисленные научно-популярные брошюры: «Земная кора и её история», «История кусочка сахара», «История человеческого жилища», «Как люди научились писать, читать и печатать книги», «Чугун, железо, сталь» и другие.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить