ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Жемчужников, Алексей Михайлович


ИмяАлексе́й Миха́йлович Жемчу́жников
Дата рождения22.02.1821 (10)
Место рожденияПочеп, в Мглинском уезде, Черниговская губерния
Дата смерти7.04.1908 (25.03)
Место смертиТамбов
Род деятельностилирический поэт, сатирик, юморист

Алексе́й Миха́йлович Жемчу́жников (10, Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния — марта, Тамбов) — русский лирический поэт, сатирик и юморист.

Биография

Родился в дворянской семье и приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому. Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным. Последующие пять лет Жемчужников жил в Калуге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем своей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими декабристами, прежде всего с Гавриилом Батеньковым.

В 1863—1884 Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).

Творчество

Печатался Жемчужников с 1850 в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью был созданный совместно с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Толстым литературный псевдоним Козьмы Пруткова.

В 1859—1869 Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892, однако уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком. В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова. В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:


\ О, торжествующий меж нами
\ Покрыт и срамом и грехами
\ Наш современник не таков!
\ Он, гордо лоб закинув медный,
\ Пред алтарем отчизны бедной
\ Священнодействовать готов.

В другом стихотворении («Памятник Пушкину») Жемчужников так обращается к лжепатриотам:


\ Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна
\ Любовь, которая все лучшее в нём губит -
\ И хочется сказать, что в наши времена
\ Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к её действительным врагам.


\ О, этот вид, о, эти звуки!
\ О, край родной, как ты мне мил!
\ От долговременной разлуки
\ Какие радости и муки
\ В моей душе ты пробудил!


\ Твоя природа так прелестна
\ Она так скромно-хороша!
\ Но нам, сынам твоим, известно
\ Как на твоем просторе тесно
\ И в узах мучится душа…

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:


\ И отвращения, и злобы
\ Исполнен к ним я с давних лет
\ Они — «повапленные» гробы…
\ Лишь настоящее прошло бы
\ А там — им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще, лирические стихотворения Жемчужникова, хотя и немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить