ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Зудерман, Герман


ИмяГерман Зудерман
Оригинал имениHermann Sudermann
Дата рождения30.9.1857
Место рождениядер. Мацикай (ныне в Шилутском районе, Литва)
Дата смерти21.11.1928
Место смертиБерлин
Род деятельностиписатель, Германии
Язык произведенийнемецкий

Ге́рман Зу́дерман (Hermann Sudermann; 1857—1928) — немецкий беллетрист и драматург.

Биография

Герман Зудерман родился 30 сентября 1857 в Матциккене района Хайдекруг (сейчас Шилуте, Литва). В ранней юности учился на аптекаря, но позже обучался в Тильзитской гимназии, затем учился в Кёнигсбергском университете и Берлине. С 1877 года и до конца жизни проживал в Берлине.

Свою писательскую карьеру Зудерман начинал в качестве журналиста. Первый же его литературный роман — «Заклятие Фрау Зорге» («Frau Sorge», 1887) получил отличные отзывы. Драма «Честь» («Die Ehre», 1889), сделала известным на всю Германию и возвела в ранг писателей, подающих большие надежды. Она облетела все германские и многие иностранные сцены (в том числе шла и в России). Пьеса «Гибель Содома» («Sodoms Ende», 1891) не получила таких же лестных оценок, но это не смутило Зудермана — последовала публикация пьесы «Родина» («Heimat», 1893), получившая среди читающих людей заслуженный успех. Все три драмы отличаются серьёзными литературными достоинствами, написаны очень сценично и имеют психологический интерес. Главные недостатки — погоня за внешними драматическими эффектами и остроумной парадоксальностью, в ущерб жизненной правде, реальной простоте и верному изображению характеров.

До 1908 года Зудерман успел написать много драматических произведений, в числе которых можно выделить «Счастье в уголке» («Das Glück im Winkel», 1895), «Иоанн Креститель» («Johannes», 1898), «Иоанново пламя» («Johannisfeuer», 1900), «Да здравствует жизнь!» («Es lebe das Leben», 1912). Говоря о позднем периоде творчества писателя, нужно остановиться на снискавшем противоречивые отклики, но всё же ставшем довольно популярным, романе «Высокая песнь» («Das hohe Lied», 1908). Отдельно стоит упомянуть сборник очерков «Литовские истории» («Litauische Novellen», 1917). Роман «Путешествие в Тильзит» («Die Reise nach Tilsit»), вышедший в этом сборнике — одна из лучших прозаических работ писателя, по глубине психологизма и мастерству описания внутренних чувств и переживаний героев некоторые критики сравнивали её с великим романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман впервые был экранизирован в 1927 году блестящим немецким режиссером Фридрихом Вильгельмом Мурнау под названием «Восход солнца». Этот фильм получил 3 «Оскара» на первой церемонии вручения премии: 1) лучший фильм (приз за выдающиеся художественные достоинства, причем полностью номинация звучала так -«уникальная и высокохудожественная картина» (больше таких номинаций не было, так что «Восход солнца» остался первым и единственным фильмом, получившим премию за лучший фильм в этой номинации) 2) лучшая актриса (Джанет Гейнор), 3) лучший оператор.

Затем последовала экранизация 1939 года, где режиссером выступил Файт Харлан. Часть съемок происходила непосредственно в Тильзите, что делает фильм уникальным материальным свидетельством, историческим источником важных сведений об архитектуре и жизни старого города. В 1993 году новый театральный сезон Тильзит-театра из Советска открылся премьерой спектакля «Бой бабочек» по одноименной комедийной пьесе (1894) Германа Зудермана. В 2007 году последовало большое событие в культурной жизни города Советска — на русском языке вышла книга «Литовские истории», содержащее классический и ключевой для города роман «Путешествие в Тильзит». В 2011 году последовало издание романа «Заклятие фрау Зорге»(1887), о немецком сказочном персонаже, злой ведьме, которая постоянно вмешивается в судьбу людей.

Творческий метод

Как беллетрист Зудерман пишет легко и занимательно, но в его романах и повестях, рядом с правдивыми и задушевными страницами, немало придуманного и невероятного. На некоторых его произведениях (например, «Frau Sorge») лежит отпечаток болезненной нервности и какого-то наивного фатализма. Он не чувствует, не мыслит как реалист — он только улавливает действительность и при этом, главным образом, только её резко выступающие, кричащие стороны.

Как драматург Зудерман смелее; он видимо старается отрешиться от традиционного миропонимания и ходячих оценок, но и тут он делает уступки рутине, идет по проторенным дорожкам и не говорит нового слова, а заставляет только удивляться своему литературному таланту и гибкому остроумию. Быть может, это колебание между старым и новым, между осуждением отживающих идей и неспособностью вполне оторваться от них, и является причиной того пессимизма и той безысходной грусти, которыми запечатлено большинство произведений Зудермана.

Признание

Имя Германа Зудермана носила одна из улиц города Тильзита (в настоящий момент — это переулок Свободы города Советска).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить