КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Дежа вю (фильм, 1988)



Композитор и звуковая дорожка

Основная музыкальная тема кинофильма, песенка «Deja vu» (стилизованная под американскую музыку 1920-х годов, женский вокал), написана композитором фильма на слова . Исполняет .

Интересные факты

  • Польскому актёру Ежи Штуру очень не нравилась эта работа на советской киностудии, вдобавок, именно тогда у него начались проблемы со здоровьем (по возвращении в Польшу у него случился сердечный приступ). Так что выражение омерзения, которое написано на лице американского гангстера Поллака во время его пребывания в Одессе 1920-х годов, обязано своим возникновением не только актёрскому мастерству ШтураТелеинтервью Штура о съёмках кинофильма, канал «Культура», 2006 г..
  • Отец режиссёра фильма Ян Махульский (знаменитый пан Квинто из «Ва-Банка») появляется камео в первых кадрах (предыстории) в роли босса мафии дона Чимино — его образ явно отсылает к дону Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо в «Крёстном отце»: Махульский говорит по-английски с акцентом и с очень невнятной дикцией.
  • Мафиози, появляющиеся в сценах в Чикаго, носят фамилии видных деятелей Голливуда итальянского происхождения — де Ниро, Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма, Сталлоне и т. д.
в фильме Броненосец Потёмкин]] 
  • В «Дежа вю» Поллак невольно участвует в съёмке фильма «Броненосец „Потёмкин“». В одной из сцен гангстер Поллак гонится за Ничипоруком по Одессе и они попадают на Потёмкинскую лестницу, где именно в этот момент режиссёр Сергей Эйзенштейн снимает знаменитую сцену расстрела демонстрации на Потёмкинской лестнице. Оба гангстера случайно попадают в массовку. В этой пародийной сцене главный герой участвует в качестве офицера, командующего расстрелом. Ничипоруку достаётся роль одноногого матроса. Знаменитая эйзенштейновская коляска начинает падать не по задумке режиссёра, а от того, что её случайно во время своего падения толкает Поллак. Эйзенштейн в озарении велит оператору скорее снимать этот кадр и использует действие Поллака как свою гениальную режиссёрскую находку.
  • Точное время действия ленты — 1925 год. Это следует из даты съёмок фильма «Броненосец „Потёмкин“», а также того, что Джон Поллак едет из Штатов на пароходе «Феодосия» вместе с Владимиром Маяковским, американская поездка которого состоялась именно в этом году.
  • Согласно сюжету фильма, киллер из США, посланный убить Поллака прибывает в Одессу на теплоходе «Абхазия» (на одном из кадров виден трап корабля с этим названием). Однако на момент действия сюжета фильма - в 1925 году - теплоход «Абхазия» ещё не был спущен на воду (это произошло 29 ноября 1927 года). Судно «Абхазия» затонуло в Севастополе во время налёта фашистской авиации 10 июля 1942 года. С 1945 по 1980 годы в Черном море плавало другое судно «Абхазия» (спущенное на воду в Щецине 14 октября 1939 года под именем Marienburg и в 1945 году переданное СССР по репарации и сначала переименованное в «Ленсовет», а в 1955 получившее имя «Абхазия».). Это судно было выведено из эксплуатации и продано на слом в 1981 году в один из портов Испании, Барселона.
  • Русфлот - реально существовавшая в 1925 году государственная организация, владевшая государственной монополией по продаже эмигрантских проездных билетов, по соглашению с которым морское агентство (сокращенно ГОСЧАП), которое подчинялось государственному Черноморско-Азовскому пароходству, занималось морскими перевозками и конкурировало с частновладельческими судами и иностранными компаниями.
  • Один из эпизодов фильма демонстрирует интертекстуальную связь «рамка в рамке» по типу геральдической конструкции: Джон Поллак сидит в Чикагской опере (съёмки проходят же в Одесской опере) и смотрит постановку «То́ски». По сюжету главного героя должны расстрелять. Но главная героиня Тоска расплачивается своим телом со злодеем Скарпиа, и тот обещает, что его расстреляют понарошку. Тем не менее, Скарпиа лжёт, и героя расстреливают по-настоящему. При всём при этом тенора — исполнителя роли героя, естественно, актёры-солдаты должны расстреливать понарошку. В этот момент Поллак из своей ложи снайперским выстрелом убивает его по-настоящему.
  • По фильму (эпизод с патронами в костре) отель «Червоний», где живёт Полак, и булочная Ничипорука оказываются через дорогу. На самом деле гостиница «Бристоль» (бывшая «Красная») расположена на Пушкинской, угол Бунина, а центральная городская библиотека им. Франко (в роли булочной) — в переулке Книжном возле Преображенской, за 2 километра от гостиницы.
  • Маршрут велогонки на тандемах (согласно тому, что было показано в фильме) проходит весьма замысловато — герой Штура накручивает круг за кругом, появляясь в разных частях города, создавая у зрителя своеобразное представление об одесской географии.
  • На визе Полака написано У. Р.С. Р., хотя до 1937 республика по-украински называлась У. С.Р. Р.
  • В первоначальном варианте сценария сцена в психиатрической лечебнице, после слов профессора: «А теперь поговорим о мании преследования», в зал вкатывали коляску с Ничипоруком. И Поллак в бессилии с ненавистью смотрел на Нича. Но по каким-то причинам режиссёр изменил сценарий и сцена в окончательный вариант фильма не вошла.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить