КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Гибель богов (фильм)


На рассвете 30 июня 1934 года в Бад-Висзее, в расположение отрядов СА, где накануне состоялось празднество, закончившееся пьяной оргией, прибывает отряд СС во главе с Ашенбахом, чтобы истребить собравшихся здесь штурмовиков (см. Ночь длинных ножей). В этой акции участвует Фридрих, который, исполняя волю Софи, расстреливает Константина из автомата. Всячески провоцируя борьбу за власть в семействе Эссенбеков, эсэсовец Ашенбах использует каждого из участников этой борьбы в интересах нацистского дела.

Софи устраняет Элизабет, добившись отправки её в концлагерь, где она впоследствии умирает, и интернирования детей, чтобы вынудить её мужа Герберта вернуться и предать себя в руки гестапо. Ашенбах убеждает юного Гюнтера, сына Константина, вступить в гитлеровскую партию, но главную свою ставку делает теперь на Мартина, разжигая в нём жажду власти и его затаённую ненависть к матери, подавляющей его волю.

Стремясь к самоутверждению, Мартин насилует мать. Вскоре он, уже облачённый в мундир СС, устраивает в фамильном замке банкет по случаю её свадьбы с Брукманом. Пройдя ритуал венчания, полупомешанная Софи и покорно повинующийся Фридрих получают от Мартина «в подарок» ампулы с цианистым калием. В финале Мартин с нацистским приветствием застывает над трупами новобрачных.

Классика.

Все видео

Истоки

Идея снять фильм об истоках нацизма родилась у Висконти из планов переснять «Макбет» на современном историческом материале. Размышляя о возможных соответствиях сюжету шекспировской пьесы в современной истории, он натолкнулся на журнальную статью о семействе Круппов, которое финансировало военную индустрию Третьего рейха. По мере работы над сценарием в сюжет были введены мотивы «Царя Эдипа» (кровосмесительная связь сына с матерью) и «Гамлета» (мстящий матери и её любовнику сын-изгой). История нравственного разложения семейства была переосмыслена как образ «гибели богов» — падения патриархальной Европы с её вековыми культурными устоями. По мнению А. Плахова, Висконти удалось сплавить воедино миф и историю, зарифмовать семейное и социальное.

Влияние

Вслед за «Гибелью богов» появилось несколько других фильмов, искавших истоки фашизма в сексуальных перверсиях; среди них наиболее известны: «Конформист» Б. Бертолуччи (1970), «Ночной портье» Лилианы Кавани (1974), «Салон Китти» Тинто Брасса (1976). Нарисованный Висконти образ уничтожающей себя изнутри семьи был переосмыслен Фр. Копполой в «Крёстном отце» (1972)Geoffrey Nowell-Smith. Luchino Visconti. British Film Institute, 2003. 3rd edition. Page 211. и П. Шеро в «Королеве Марго» (1994)Julianne Pidduck. La reine Margot (Patrice Chéreau, 1994). University of Illinois Press, 2005. ISBN 9780252073311. Page 17.. Особенно неизгладимое впечатление «Гибель богов» произвела на Фассбиндера, который считал его едва ли не величайшим из всех фильмовFassbinder über Fassbinder. ISBN 9783886612680. Page 358. и не раз цитировал из него отдельные сцены (например, в «Китайской рулетке»).

Реакция

После выхода фильма в прокат одни рецензенты поносили его за декадентство и тяжеловесное жонглирование приевшимися литературными реминисценциями, другие — сравнивали с произведениями оперного искусства. По словам одного французского критика, «Гибель богов» — это «шекспировская трагедия, поставленная как опера Вагнера»; другой критик писал, что это история Круппов, увиденная глазами ВердиPeter E. Bondanella. Italian Cinema: From Neorealism to the Present. Continuum International Publishing Group, 2001. ISBN 0-8264-1247-5. Page 264.. На Венецианском кинофестивале 1970 года Висконти был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Он также выдвигался на премии «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и «Золотой глобус» самому многообещающему новичку (Хельмут Бергер). В американский прокат лента вышла в урезанном виде (без сцены оргии) и под другим названием — «Проклятые» (The Damned).

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Лукино Висконти
  • Сценарий: Никола Бадалукко, Лукино Висконти, Энрико Медиоли
  • Продюсеры: Эвер Хаггиаг, Альфредо Леви
  • Операторы: Паскуалино Де Сантис, Армандо Наннуцци
  • Композитор: Морис Жарр
  • Монтаж: Руджеро Мастроянни

В ролях

  • Дирк Богард — Фридрих Брукман
  • Ингрид ТулинСофи фон Эссенбек
  • Хельмут ГримАшенбах
  • Хельмут БергерМартин фон Эссенбек , где снималась сцена гомосексуальной оргии нацистов]]
  • Рено Верлей — Гюнтер фон Эссенбек
  • Умберто Орсини — Герберт Тальман
  • Рейнхард Кольдехоф — Константин фон Эссенбек
  • Альбрехт Шёнхальс — Йоахим фон Эссенбек
  • Флоринда Болкан — Ольга
  • Нора Риччи — гувернантка
  • Шарлотта РэмплингЭлизабет Тальман
  • Ирина Ванка — Лиза
  • Карин Миттендорф — Тильда Тальман
  • Валентина Риччи — Эрика Тальман
  • Вольфганг Хиллингер — Янек
  • Эстер Карлони — Маделина

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить