КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ивин А.


Интересные факты

  • В фильме звучит песня Юрия Репникова «Чёрная птица с белым крылом…» на стихи Вадима Ковды в исполнении Юрия Репникова.
  • Кинокартина «Ивин А.» в 1990 г. была отобрана устроителями международного кинофестиваля в Каннах для участия в конкурсной программе, но режиссёру не было выдано официальное приглашение, чтобы оформить заграничный паспорт гражданина Российской Федерации. Ситуация прояснилась, только когда французский атташе по культуре выяснил, что копии с французскими субтитрами, напечатанные для Канн, были отправлены Совэкспортфильмом (в советское время монополистом зарубежных киноконтактов) вместо Канн в Алжир для работы в зарубежном кинопрокате. В Канны был отправлен фильм Шахназарова «Цареубийца».
  • «Ивин А.» — первый в СССР фильм, снятый за внебюджетные деньги.
  • Дебют режиссёра, не снявшего до этого даже короткометражного фильма, был высоко оценен на различных фестивалях.
  • На различных сайтах приводятся противоречивые данные, что привело к распространённому заблуждению о хронометраже ленты.
  • В фильме присутствует целый ряд сцен с участием обнажённых мужчин, поэтому жёлтая пресса часто акцентирует внимание на его эпатажности, а не на художественной ценности.
  • По утверждению украинского журналиста Сергея Волохова, в этом фильме впервые в истории советского кино показан процесс мастурбации, «хотя половые органы при этом не демонстрируются» // «2000» (Украина), № 162, 7.03.2003. — С. 7..

Пресса

  • «Киносценарии», № 6/1990, из статьи Аэлиты Романенко «Десять дней без вранья. Заметки с Всесоюзного кинофестиваля молодого кино „Дебют“ (1990 г.)», стр. 189—190

«… И все-таки, аплодируя успеху фильма, признаемся, что эта приятная тропинка в цветущих лугах не могла стать столбовой дорогой молодого кинематографа. Она проходит далеко в стороне от этих мест. Современное молодое кино не любит ни бурных драм, ни китчевых историй, ни эффектных эксцентрических комедий, ни детективов, ни модных политических портретов. Сегодня оно нередко склоняется даже к вполне традиционным формам киноповествования, его привлекает „тихий драматизм“ жизни, который так замечательно умело передать искусство шестидесятых. Но сами проблемы ставятся, естественно, куда смелее, сюжетные коллизии отбираются бесстрашнее. Молодой солдат не стал стрелять в убегающего преступника, прицелился, взял на мушку, но на спуск не нажал. Теперь ему грозит трибунал. В фильме Игоря Черницкого „Ивин А.“ это событие становится центральным. Недавно мы считали, что такое невозможно ни в жизни, ни в кино, ведь совсем недавно киноистории об армии были все кроены по одному образцу и завершались бодрыми маршами или песенками, похожими на них. Не то теперь. Впрочем, режиссёра занимает не столкновение воинского долга и христианской морали, а те человеческие мотивы, что стоят за этим спором и желанием склонить провинившегося на свою сторону. Какие бы саркастические реплики не бросал подполковник, прибывший из штаба, какие бы не метал молнии, а все равно сквозь его солдатский жаргон проглядывает обыкновенный страх: не легло бы на часть пятно, не пришлось бы им всем отвечать за этого глупого парня? А тому и стоит всего-навсего написать на бумаге, что так, мол, и так, испугался, отвлекся, когда стоял на вахте, дрогнул прицел, ну и дальше в подобном роде. А наивный паренек откладывает ручку: нет, писать неправду он не станет. Ведь действительно не мог выстрелить. Подполковнику хочется нецензурно выругаться, губы беззвучно движутся, на щеках желваки. А тот, упрямый, твердит свое. Лейтенант из пересидевших свой срок смотрит на парня во все глаза. Разве такое бывает? До сих пор жизнь лейтенанта была ясной, как четко расписанная уставная служба. Взят преступник на прицел — стреляй без всяких разговоров. Любая прописная мораль в устах его звучит удивительно лично, а услышанное на последнем политзанятии произносится как непреложная истина. Но земля и мир оказались шире пространства, ограниченного забором воинской части. Все реже на лице лейтенанта улыбка, все меньше он шутит. И вот уже категоричность и прямолинейность водителя, докладывающего о своих подозрениях, раздражают до крайности. Злиться начинает лейтенант. А на кого? Ему ещё не совсем ясно. Курит, дергается, нервничает. Почти силой заталкивает арестанта в кузов, за решетку. Двое смотрят друг на друга сквозь железную сетку. „Что же теперь, рапорт и на гражданку?“ — бормочет вдруг сам себе под нос лейтенант. По уставной службе он наверняка отвезет этого славного парня в трибунал. Только как же он после этого будет жить? Понимают ли до конца создатели фильма „Ивин А.“, какого героя они вытащили? Ведь от того, куда будут направлены автоматы таких лейтенантов, какой переворот произойдет в их сознании, зависит судьба любой замечательной идеи…»

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить