КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ивин А.


  • «Советский экран», 16/1990, анонс на стр. 8

«В основе истории, которую рассказал в фильме „Ивин А.“ молодой украинский режиссёр И. Черницкий — происшествие чрезвычайное. В лагере особого режима солдат внутренних войск Андрей Ивин нарушил присягу, не выполнил известную ему инструкцию: не стал стрелять в совершающего побег заключенного. Вину молодого охранника усугубила ещё и объяснительная записка, в которой он и впредь отказывался „выполнять приказ“, связанный с необходимостью распоряжаться чужой жизнью… Авторы ленты ставят перед зрителями серьёзный вопрос: что важнее — человеческий долг или устав караульной службы? В драматическом рассказе о судьбе Ивина они стараются поверить личность величием мира, вечными истинами, пытаются дать почувствовать людям в зале, как нелепа любая насильственная смерть. На I-ом Всесоюзном кинофестивале „Дебют“ исполнитель главной роли А. Песков удостоен одного из призов за лучшую актёрскую работу.»

  • «Искусство кино», № 2/1991, из статьи Даи Смирновой «Дебют-89», стр. 37

«… Радостным сюрпризом финального дня стал фильм киевлянина Игоря Черницкого „Ивин А.“. Скорее мировоззренческой, чем сюжетной основой и стимулом к созданию картины стал небольшой рассказ А. Кима „Остановка в августе“. По словам режиссёра, прекрасный писатель тепло и благосклонно подписался под снятой лентой, чуточку удивившись неожиданному родству душ. Его можно понять. Это настоящее кино. Глубокая, злободневная философская дилемма подается в привлекательной зрительской упаковке. Да, солдат внутренних войск Ивин, плача от невозможности разорваться между чувством, убеждением и долгом, нарушил присягу, упустил опаснейшего рецидивиста, и теперь его везут в трибунал. Да, все очень сложно и горько. Можно представить себе, какую смачную „чернуху“ пополам с ложной концептуальностью плеснул бы на экран другой постановщик, а Игорь Черницкий не только не изымает Ивина для страданий из жизни и природы, а погружает его в них по уши, взахлеб. Фильм отлично снят. Надо видеть это небо, эти лозы, эту шелковую воду, эти молодые тела. Надо ощутить этот горячий золотистый песок, этот зной, сладкий сок южных помидоров… Среди многих достоинств картины нужно особо отметить „вкусное“, языческое, экологически бесценное отношение режиссёра к жизни, искусству и зрителям. Черницкий получил специальный приз Гильдии режиссёров СССР, а мог претендовать ещё и на актёрский, потому что отлично сыграл одну из двух главных ролей. За роль Ивина награждён её исполнитель А. Песков…»

  • «Литературная газета», № 21(5790), 24-30 мая 2000 г., стр. 13, из статьи Юрия Данилина «Александр Песков: В поисках героя. Две роли популярного актёра», http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:MaLxwzjtI7sJ:www.lgz.ru/archives/html_arch/lg212000/curent/arts/art1.html+%D0%AE%D1%80%D0%B8q+%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD+%C2%AB%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&source=www.google.ru

«… И появилась исключительная работа, сравнить которую мне не с чем. Фильм украинского режиссёра Игоря Черницкого „Ивин А.“ забыть невозможно, поскольку ничего подобного в нашем кинематографе не было. Странно, что он вообще вышел на экраны. И совсем не странно, что его замолчали и герой Александра Пескова не стал идолом молодежи, о нём мало говорили, его просто не узнали. Ивин А. из рассказа Анатолия Кима в осмыслении Черницкого и Пескова не просто чужд прежней идеологии — он её злейший враг. Хуже любого диссидента. Сами подумайте, можно ли оправдать рядового, нарушившего приказ и отказавшегося стрелять в убегающего из тюрьмы преступника? А это и был Ивин А. Собственно, режиссёр не мучил себя подобными вопросами. Его замысел исключал всякие примитивные и прямолинейные построения. Мне вообще показалось, что Игорь Черницкий должен ненавидеть прямые линии и прямые углы. Он сохранил все действительные противоречия. И вы на вполне законном основании и в соответствии с принятыми в обществе взглядами могли ненавидеть „пацифиста“ Ивина А. Но вот что было несомненно важно режиссёру и исполнителю главной роли — в то же самое время вы не могли не восхититься красотой человеческой свободы: в коротком промежутке между преступлением и наказанием Ивин А. без всяких уставов и кодексов является нам чистым, естественным как часть природы и покоряет обаянием здорового и гармоничного человека. В общем, цензура прозевала. Явный поклонник экзистенциалистов Игорь Черницкий оставил решение нам: может ли выжить среди нас Ивин А.? Только с этой целью он придумал в фильме ложные финалы, хотя, как мне кажется, уже знал неутешительный ответ: конечно нет. Не выживет Ивин А. среди нас, добрых и моральных. Оставим до более подходящего случая анализ истинной и глубокой философской подоплеки фильма. Зададимся лучше вопросом — как это можно было сыграть? Главный дуэт фильма — человек в законе (офицер, конвоирующий нарушителя, его играет сам режиссёр) и человек вне закона (Александр Песков) — совершенен, как сюита Баха. В том, что делает Песков, вообще много музыки. Не зря он в детстве осваивал фортепиано и имеет хороший музыкальный слух. Даже подумывал, не стать ли певцом. Я знаю, что он трудноуправляемый человек и советы типа: встань туда, повернись сюда, радостно улыбнись, как будто нашёл на дороге кучу долларов, — его не только не устраивают, но и могут положить конец всякому сотрудничеству с режиссёром. Здесь же, видимо, полное и редкое взаимопонимание. Песков находит настолько точные выражения своему герою, проявляет такие чудеса интуиции (прямо как собака), что забываешь напрочь: это всего лишь фильм… Сценарий, кстати, изобиловал всяческими соблазнами для актёра, было, где разгуляться. Но чувство меры нигде Александру Пескову не изменяет. Непосредственность и обаяние его героя, все эти бултыхания в речке, симпатичные воспоминания ещё короткой жизни вызывали зависть своей откровенностью и достоверностью и весьма наглядно утверждали: как прекрасен человек, пока общество не изуродовало его своими правилами… Так однажды Александр Песков стал героем нашего времени. Правда, как я уже заметил, мы его проспали. А потом круто поменялось время. Фильмы и театр уже не оставляли зрителю раздумий. Никаких. Тем более философских. Герои стали другими. Все конфликты они разрешали с помощью пистолета…»



Все видео

В ролях

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить