КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Куб (фильм)
Отзывы и популярность
Рейтинги и награды
Пользователи сайта Internet Movie Database в среднем поставили фильму 7,5 баллов из 10 возможных. Интернет-портал Rotten Tomatoes отметил фильм 59 % рейтингом, который составлялся на основе 34 рецензий, 20 из которых были положительные, 14 — негативные. На сайте Metacritic рейтинг «Куба», основанный на 12 обзорах, составил 61 балл из 100.
Фильм получил 8 наград на конкурсах и фестивалях, а также номинировался на премию Сатурн в категории «лучший фильм на видео».
- В 1998 году гран-при за лучший фильм и лучший сценарий на Международном кинофестивале в Каталонии в Сиджесе.
- В 1999 году премия «Серебряный Ворон» на Международном фестивале фантастических фильмов в Брюсселе.
- В 1999 году гран-при, приз зрительских симпатий и премия критики на Международном фестивале фантастических фильмов в Жерармере.
- В 1999 году «Приз жюри» и победа в категориях «Лучший фильм» и «Лучшие спецэффекты» на Международном фестивале фантастических фильмов Фантаспорто.
- В 1999 году «Приз жюри» на Международном фестивале фантастических фильмов в Пучхоне.
- В 1997 году Приз «Best Ontario Feature» на Кинофестивале в Садбери.
- В 1997 году Приз «Best Canadian First Feature Film» на Международном кинофестивале в Торонто.
- В 1999 году 5 номинаций на высшую национальную кинопремию Канады «Джини» в категориях «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучший монтаж», «Лучшее музыкальное сопровождение», «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука».
Обзоры
Михаил Попов, рецензент от журнала «Мир фантастики», заявил, что для производства культового фильма не требуется больших средств, и кино, «снятое за сущие копейки», нередко оказывается настоящим шедевром. Фильм был охарактеризован как произведение искусства, самое ценное в котором — уникальная сюжетная линия и первосортная игра актёров. Уровень постановки киноленты обеспечивается чувствами, эмоциями и взаимоотношениями актёров. В итоге, «Куб» — это не просто триллер, это гимн клаустрофобии, рассказывающий о борьбе человека с самим собой. Критик выразил мысль о том, что первая часть получилась наиболее удачной в трилогии, и она порадует как лиц с «техническим» складом ума, так и с гуманитарным. По версии того же издания трилогия о Кубе вошла в рейтинг «Сокровищница кинематографа» в жанре научной фантастики.
Наследие
Официальных игровых адаптаций по фильму выпущено не было, однако «Куб» оказал определённое влияние на развитие игровой и киноиндустрии. Режиссёр Пол Андерсон настолько проникся первой сценой фильма, в которой Алдерсона убивают металлической сеткой, что включил похожий эпизод в киноленту «Обитель зла». Впоследствии персонажа Максвелла Стаффорда, в исполнении того же актёра из Resident Evil Колина Сэлмона, убили похожим образом в фильме «Чужой против Хищника». Сцену с лазерными сетками добавили и в Resident Evil 4.
Влияние
Фильм был вдохновлён эпизодом «Пять персонажей в поисках выхода» (enFive Characters in Search of an Exit) телесериала «Сумеречная зона». Рецензенты отметили, что атмосфера киноленты напоминает «Процесс» Франца Кафки, а на сценарную основу устройства Куба возможно повлиял рассказ Роберта Хайнлайна «Дом, который построил Тил».
Персонажи
Имя | Актёр | Характеристика | Участь |
---|---|---|---|
Алдерсон | Джулиан Ричингс | Алдерсон появляется только во вводной части фильма (и на обложке DVD). | Убит ловушкой — решёткой из тонкой проволоки, которая разрубает его на кубики на 2-ой минуте фильма. |
Хелен Холлоуэй | Никки Гуаданьи | Врач. Красноречива, верит в теорию заговора. | Скорее всего, погибла в результате падения с высоты, когда её отпустил Квентин (гибель в фильме не показана, но она вполне вероятна). |
Квентин | Морис Дин Винт | Чернокожий. Работает в полиции. Обладает неуравновешенным характером. Постоянно претендовал на лидерство группе. По его вине Холлоуэй падает из окна Куба. Также убил Левен и сильно ранил Уорта. Избежал действия двух ловушек. | Погиб в результате перерубания пополам движущейся комнатой. |
Джоан Левен | Николь де Бур | Ученица. Единственный член группы, у которого остались личные вещи (очки). Благодаря её исключительным способностям к математике группе удаётся избежать большинства ловушек. | Погибла в комнате выхода, когда Квентин проткнул её частью рукоятки двери. |
Дэвид Уорт | Дэвид Хьюлетт | Молодой мужчина, инженер. Участвовал в создании внешнего каркаса Куба, но не подозревал, что он создаёт. Обрёк Квентина на гибель, защищая Казана. | Остался в Кубе, в последний момент отказавшись выходить. Был ранен Квентином, от чего, скорее всего, погиб. |
Ренн | Уэйн Робсон | Бывший заключённый по прозвищу Крапивник. Ему удалось сбежать из семи тюрем. Полученные знания позволяли Ренну выжить в Кубе некоторое время. Был неформальным лидером группы, пока не попал в ловушку. | Погиб от ловушки в синей комнате, облитый кислотой. |
Казан | Эндрю Миллер | Рыжий парень с ярко выраженным психическим расстройством — синдромом саванта. Квентин практически сразу предлагает избавиться от него, заявляя, что Казан будет всех задерживать. По случайности, из-за него Квентин чуть не подвергся действию одной ловушки. Очень помогает всем своими способностями к математике, когда Левен оказывается в затруднительном положении. | Вышел из Куба. |
Устройство куба
Куб представляет собой систему из 17 576 комнат (26 комнат по каждой оси), заключённых во внешнюю оболочку. По словам Уорта, размер внешней оболочки — 434 фута на грань, то есть длина грани большого куба равна приблизительно 132 метрам. Некоторые комнаты периодически меняют своё положение в системе. Комнаты находятся на некотором удалении от внешней оболочки, и только одна иногда соприкасается с ней («комната-мост»).
Каждая комната представляет собой куб, по центру каждой грани которого находится шлюз-дверь в соседнюю комнату. Снаружи за шлюзом находятся три трёхзначных числа, которые характеризуют комнату — первоначальное положение комнаты в прямоугольной системе координат (сумма цифр) и её перемещения в системе. Стены комнат украшены многочисленными геометрическими рисунками. На некотором расстоянии в стенах есть углубления с металлическими стержнями, служащими лестницей.
Если среди чисел, характеризующих комнату, есть простое число или его степень, то в комнате расположена ловушка. «Опасная» комната визуально никак не отличается от «безопасной» — ловушки скрыты среди узоров комнат. Также в «опасных» комнатах есть датчики для обнаружения человека. Датчики активируют ловушку, однако некоторые из них можно «обмануть» (датчик, реагирующий на голос, не сработает, если пройти комнату молча; датчик движения сработает на брошенный ботинок, что позволит определить «опасную» комнату).
Ловушки направлены на быстрое и жестокое убийство попавшего в них человека. Механизм в ловушке срабатывает в течение нескольких секунд. Поэтому есть шанс избежать гибели — Квентин дважды покидает комнату с активированной ловушкой. Также он упоминает, что до встречи с другими пленниками избежал ещё одной ловушки. В таблице приведены ловушки, с которыми так или иначе взаимодействовали персонажи.
Ловушка | Датчик | Взаимодействие с персонажами |
---|---|---|
Металлическая сетка | неизвестен | Убила Алдерсона, разрезав его на кубики. |
Огнемёт | Датчик движения | Выявлена Ренном при помощи брошенного ботинка. |
неизвестная ловушка | Температурный | Выявлена Ренном, когда тот заметил, что в комнате слишком сухой воздух. |
Разбрызгиватель кислоты | Химический | Убила Ренна, брызнув ему в лицо кислотой. |
Скручивающаяся вертикальная проволока | Акустический | Квентин попал в данную ловушку, однако успел выпрыгнуть из окружающей его проволоки, отделавшись раной на ноге. |
Выдвигающиеся шипы | Звуковой | Команда прошла комнату с данной ловушкой, передвигаясь беззвучно. В конце движения Квентина страдающий психическим расстройством Казан издал непроизвольный звук, активировав ловушку. Однако полицейский успел спрятаться в проход. |
Саундтрек
Музыку к фильму писал Марк Корвен. По стилю саундтрек близок к индастриалу. Первоначально не планировалось выпуска «Cube — Original Score by Mark Korven», но, по многочисленным просьбам поклонников, мини-саундтрек все же вышел, правда гораздо позже самого фильма. В альбом входят следующие композиции:
- Why Are We Here (Почему мы здесь?; 5:11).
- The Rope (Веревка; 4:13).
- Prime Numbers (Простые числа; 3:18).
- Wrong Door (Неверная дверь; 2:26).
- Escape (Выход/Избавление/Спасение; 6:43).