КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Облик грядущего
Русское название | Облик грядущего |
Оригинальное название | H.G.Wells' Things to Come |
Жанр | фантастика |
Режиссёр | Уильям Кэмерон Мензис |
Продюсер | Александр Корда |
Сценарист | Герберт Уэллс |
Актёры | Рэймонд Мэсси Эдвард Чэпмен Ральф Ричардсон Маргаретта Скотт |
Композитор | Артур Блисс |
Компания | London Film Productions |
Бюджет | £300 тыс. |
Страна | Великобритания |
Время | 100 мин. |
Год | 1936 |
imdb_id | 0028358 |
«Облик грядущего» (enH.G.Wells' Things to Come, 1936) — английский философско-фантастический художественный фильм Уильяма Кэмерона Мензиса по сценарию Герберта Уэллса.
«Облик грядущего» стал значимой вехой в истории кинофантастики. Хотя история этого направления к моменту создания этого фильма уже насчитывала более 30 лет (традиционно первым фантастическим фильмом считается комедия Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну», снятая в 1902 году), прежде проблемы развития цивилизации не были предметом серьёзного рассмотрения в фантастических фильмах. Единственным исключением был фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1935), со многими идеями которого создатели «Облика грядущего» впрямую полемизируют.
«Облик грядущего» также можно считать одним из первых примеров реализации постапокалиптической темы в кинематографе.
Агамирзян Игорь Рубенович. Лекция "Облик грядущего и смена технологических уладов в обществе", прочитанная на Зимней школе "Современная биология Биотехнологи...Все видео
Сюжет
Город Эвритаун, 1940 год. Канун Рождества. Люди готовятся к празднику, на улицах много гуляющих, звучат песни. Но в то же время повсюду рядом с надписями в честь Рождества — на плакатах, расклеенных на стенах, на трамваях, в крупных газетных заголовках — слово «война», «угроза войны», «мир на пороге войны», «европейский ультиматум». Постепенно эти плакаты занимают все поле зрения.
В уютной мирной квартире Джона Кэбела (Рэймонд Мэсси) трое мужчин, в том числе Пиппа Пассуорти (Эдвард Чэпмен), обсуждают последние события. Дети возле рождественской ёлки катают игрушечные танки. Один из мужчин, развлекаясь, надевает на голову пехотный шлем, потом отдаёт его маленькому мальчику.
Взрослые говорят о прогрессе. Прогресс — великое благо, но он делает оружие всё более ужасным, и новая война может уничтожить и прогресс, и цивилизацию — такую, какой мы её знаем. С войной нужно покончить, говорит Кэбел, иначе война покончит с нами. Но что же мы можем сделать? — возражают ему.
Звон рождественских колоколов вдруг разбивается отдалёнными разрывами. Ночное небо перечёркивают лучи прожекторов. Учения? На Рождество? Звонок телефона. Мобилизация! По радио объявляют, что флот и города подверглись нападению неопознанных самолётов. Потери незначительны, сохраняйте спокойствие.
Мужчины уходят на мобилизационные пункты. Мальчик в пехотном шлеме и с барабаном провожает отца. Над ним строем проходят огромные силуэты солдат.
Война волной накатывается на не успевший погасить праздничную иллюминацию город. С грузовиков раздают противогазы. Зенитки, установленные посреди площадей, пытаются отогнать вражеские самолёты, разрывы снарядов и бомб обрушивают здания прямо на людей.