КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Прощай, Америка!


В 1949 году в Москве была издана книга Анабеллы Бюкар, бывшей сотрудницы Госдепартамента, бежавшей из США и попросившей политического убежища в СССР. Бюкар получила квартиру в Москве, вышла замуж за певца театра оперетты Лапшина. Свои воспоминания Бюкар опубликовала в виде книги «Правда об американских дипломатах». Книга была издана в СССР, и история получила громкую огласку. Известному советскому режиссёру Александру Довженко было поручено экранизировать эти события. Считается, что указание ему дал лично Сталин. Картина должна была сниматься на цветной плёнке, что было прерогативой избранных режиссёров в то время.

В ролях

  • Лилия Гриценко — Анна Бэдфорд
  • Николай Гриценко — Арманд Хауорд, начальник отдела информации американского посольства
  • Александр Полинский — Марроу, советник посольства
  • Григорий Кириллов — Уолтер Скотт, американский посол в Москве
  • Вячеслав Гостинский — Фрэнсис Дарлингтон
  • Никита Кондратьев — Джонни Гревс, секретарь посольства
  • Юрий Любимов — Блейк, корреспондент
  • Янис Осис — Чарльз Уинчелл, доктор посольства
  • Людмила Шагалова — Сесилия Вонг, стенографистка посольства
  • Григорий Шпигель — журналист
  • Александр Смирнов — Хилл, корреспондент
  • Готлиб Ронинсон — эпизод

Восстановление и премьера

Удачей было то, что картину не уничтожили, что было обычной практикой для подобных незавершённых работ. Восемь лет плёнки лежали в архиве «Мосфильма», а с сентября 1958 года были переданы на хранение в ГФФ «Белые столбы».

В 1995 году по инициативе Владимира Дмитриева, первого заместителя Генерального директора Государственного фонда кинофильмов РФ было, принято решение о восстановлении картины. Сначала реставраторы хотели восстановить только для сохранности техническую архивную копию. Затем всё же было принято решение создать из разрозненных фрагментов по возможности целостное произведение, сопроводив комментарием специалиста между частями. Как вспоминал Дмитриев, у этого решения были противники, прежде всего потому, что картина была незакончена, несвойственна стилю Довженко и откровенно политически ангажирована. Против премьеры выступала также Анабелл Бюкар, которая была в тот момент ещё жива и созвонилась по этому поводу с Дмитриевым.



Все видео

К этому моменту негатив картины был утрачен, восстанавливали её с позитива. Звуковая дорожка сохранилась практически полностью, только в одном фрагменте её дублировали современные актёры. «Прощай, Америка!», с комментарием Ростислава Юренева, впервые была показана в Киноцентре 12 января 1996 года, затем — в программе «Панорама» на МКФ в Берлине, где и состоялась мировая премьера. Восстановленный вариант картины длительностью около 70 минут (включая комментарии) попал в специальное издание из 10 DVD дисков, подготовленное национальным центром Александра Довженко в 2006 году.

Работа над картиной

Книга Бюкар давала немного материала для сценария игрового фильма, и Александру Петровичу пришлось фактически создать новое произведение. С Анабеллой Бюкар, которая была строго против экранизации своей книги, Довженко не встречался. Он подготовил восемь вариантов литературного и четыре — режиссёрского сценария, пока не остановился на удовлетворившем его результате. В дневнике Довженко писал о том что подготовка сценария шла очень тяжело:

Пишу сценарий. Работается как никогда тяжело. Если мне посчастливится написать как следует этот сценарий, я, может, откажусь его ставить. Я должен лечиться долго, если можно ещё лечиться.


В феврале 1950 года, выступая перед комиссией, которая принимала сценарий, Довженко сообщил, что хочет снять картину об американцах: «антиподах» советской действительности. Для съёмок был привлечён замечательный актёрский ансамбль, во главе которого стояли брат и сестра Николай и Лилия Гриценко. Ведущему актёру картины Вячеславу Гостинскому (больше известному, как актёру эпизодов) Довженко говорил, что после выхода фильма в прокат он проснётся знаменитым. В картину также пробовались Полицеймако, Ушакова, Попов, но материалы с ними так и не попали на плёнку.

К началу 1951 года было отснято уже около половины материала согласно сценарию — 6 частей и 2 части проб. Практически полностью были готовы сцены, связанные с американцами, и сцены в посольстве. Бар в американском посольстве сняли в известном московском коктейль-холле на улице Горького. Для натурных съёмок Довженко выехал на Украину. Однако, сцены связанные с советской действительностью, поездками Анны по СССР либо не были отсняты, либо не сохранились (остались только отдельные кадры и пробы).

Планировалось начать сцену, в которой главная героиня должна была возвращаться в Москву из Америки. В один из дней марта 1951 года в павильоне, где шли съёмки, неожиданно для творческой группы картины погасили свет. Довженко вызвали в кабинет директора «Мосфильма» Сергея Кузнецова. Не дав режиссёру и творческой группе картины никаких объяснений по поводу остановки, было приказано рассчитать съёмочную группу и прекратить производство.

«Прощай, Америка!» так и осталось рабочим названием картины, последней работы Довженко. После этого он уже до самой смерти ничего не снимал, сконцентрировавшись на литературной работе и подготовке сценариев. По мнению многих историков кино, приостановка съёмок фильма морально надломила режиссёра и пагубно сказалась на его здоровье. В 1956 году Довженко скончался от сердечного приступа. Главная героиня фильма Анабелла Бюкар осталась со своей новой семьёй в Москве и работала на радио. Она дожила до 83 лет и скончалась в 1998 году.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить