КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Шоа (фильм)
Русское название | Шоа́ |
Оригинальное название | SHOAH |
Жанр | Документальное кино |
Продюсер | Клод Ланцман |
Режиссёр | Клод Ланцман |
Сценарист | Клод Ланцман |
Оператор | Уильям Любчански Доминик Шапюи Джимми Гласберг |
Компания | Les Films Aleph Historia Film Ministere de la Culture de France |
Участники | Шимон Сребник Клод Ланцман Рудольф Врба Ян Карски |
Страна | Франция |
Время | 563 мин |
Год | 1985 |
Язык | Французский Польский Идиш Иврит Немецкий Английский |
imdb_id | 0090015 |
Шоа — французский документальный фильм режиссера Клода Ланцмана, , вышедший в мировой кинопрокат в 1985 году. Фильм посвящен Холокосту — инициированному гитлеровской Германией систематическому уничтожению еврейского населения Европы.
Сюжет
Фильм исследует четыре основных темы:
- Хелмно, где для уничтожения евреев впервые были массово использованы мобильные душегубки.
- Лагерь смерти Треблинка.
- Лагерь смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим).
- Варшавское гетто и восстание в нем.
Разделы, посвященные Треблинке включают показания узника лагеря Авраама Бомбы, работавшего парикмахером в «предбаннике» газовой камеры, заключенного Ричарда Глазара и офицера СС Франца Сухомеля, объясняющего устройство и пропускную способность газовой камеры. Сухомель согласился на интервью при условии, что его имя не будет раскрыто и он не будет идентифицирован в фильме; тем не менее Ланцману удалось снять интервью специальной инфракрасной камерой, спрятанной ассистентами, и интервью было включено в фильм. Генрик Гавковски, машинист составов, следовавших в Треблинку, рассказал, что, зная судьбу своих пассажиров, был способен вести составы только в состоянии алкогольного опьянения. Фотография Генрика Гавковского была использована для маркетинговой кампании фильма.
Свидетельства об Освенциме представлены бежавшем из лагеря Рудольфом Врбой и Филиппом Мюллером, членом зондеркоманды, сжигавший тела после отравления газом в одном из постоянно горевших костров. Свидетельства предоставили также некоторые местные жители, видевшие поезда ежедневно привозившие в лагерь большое число заключенных и возвращавшиеся пустыми. Они быстро догадались о судьбе пассажиров.
Двое из четырех выживших в лагере Хелмно — Шимон Сребник, который был вынужден петь военные песни, чтобы развлечь нацистов, и Мордехай Подхлебник.
Жизнь и события в варшавском гетто описываются Яном Карским — связным польского правительства в изгнании и Францем Грасслером, нацистским администратором, который поддерживал связь с еврейскими лидерами гетто. Воспоминания переживших восстание в Варшавском гетто завершают фильм.
Литература
- Beddock F. L’héritage de l’oubl—de Freud à Claude Lanzmann. Nice: Z'éditions, 1988
- Koch G. The Aesthetic Transformation of the Image of the Unimaginable: Notes on Claude Landzmann’s Shoah// October, № 48, spring 1989, pp. 15-24.
- Au sujet de Shoah: le film de Claude Lanzmann. Paris: Belin, 1990
- Kliksberg B. Shoah: la estremecedora denuncia de Claude Lanzmann y las nuevas caras del neonazismo. Caracas: Unión Israelita de Caracas, Dirección de Cultura, 1992
- Felman Sh., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. New York: Routledge 1992.
- Hartmann G.H. Holocaust remembrance: the shapes of http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Wikify-toolbutton.pngmemory. Oxford; Cambridge: Blackwell, 1994
- Rochman H., McCampbell D.Z. Bearing witness: stories of the Holocaust. New York: Orchard Books, 1995 (переизд. 1999)
- Schneider S. Formen von Erinnerung: eine Diskussion mit Claude Lanzmann. Marburg: Jonas, 1998
- Haggith T., Newman J. Holocaust and the moving image: representations in film and television since 1933. London; New York: Wallflower, 2005
- Alterman A. Visages de Shoah: le film de Claude Lanzmann. Paris: Cerf, 2006
- Liebman S. Claude Lanzmann’s Shoah: key essays. Oxford; New York: Oxford University Press, 2007
Критика
Фильм получив большое количество заметных и важных наград на международных кинофестивалях, вызвав, однако, яростные споры и критику. В частности, в Польше его критиковали за игнорирование польских граждан, спасавших евреев во время войны, а также польских граждан убитых войсками Вермахта и СС во время немецкой оккуппации.
Тексты
- Shoah: an oral history of the Holocaust: the complete text of the film. New York: Pantheon Books, 1985
- Témoins de Sartre. Paris: Gallimard, 2005
Производство
Исключительная особенность фильма — полное отсутствие архивных документальных кино и фотоматериалов, снятых до, во время и после окончания описываемых в нем событий. Фильм состоит из интервью, которые Клод Ланцман проводил в 1974—1980 гг. в 14 странах с участниками событий около городка Хелмно в Польше, в концентрационных лагерях Аушвиц (Освенцим), Треблинка, Терезиенштадт. Среди интервьюированных были выжившие в лагерях заключенные, их дети и родственники, бывшие немецкие охранники и офицеры, польские крестьяне, проживающие вблизи бывших концлагерей, гражданские лица из Германии, переехавшие в Польшу во время Второй Мировой войны, бюрократы Третьего рейха, историки и политические деятели. Фильм четко разделяет интервьюированных на три большие группы: жертв Холокоста, нацистских преступников и их пособников, и пассивных свидетелей происходившего.
Cцены на идише, иврите и польском языке содержат последовательный перевод, что увеличило продолжительность фильма до девяти часов двадцати трёх минут (563 минуты). Сцены на английском, немецком и французском языках снабжены субтитрами.