КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Терминатор (фильм)



Одной из первых задач Кэмерона было найти исполнителя на роль Кайла Риза. Кинокомпания «Орион» хотела пригласить звезду с растущей в США популярностью, но которая бы уже отметилась и за рубежом. Один из основателей «Ориона» Майк Медавой повстречался с Арнольдом Шварценеггером и отправил к нему агента со сценарием для фильма «Терминатор». У Кэмерона возникли сомнения в пригодности Шварценеггера для роли Риза, он полагал, что Терминатор должен быть физически погабаритнее Риза. Студия рекомендовала О. Симпсона, но Кэмерон посчитал, что Симпсон будет неправдоподобен в роли убийцы. Кэмерон согласился встретиться со Шварценеггером и провести с ним кинопробы. Кэмерона позабавили рассуждения Шварценеггера о том, кто должен сыграть отрицательного персонажа. Он начал зарисовывать лицо Шварценеггера в свой блокнот и попросил Шварценеггера помолчать. Вернувшись в Дейли, Кэмерон заявил, что Шварценеггер не подходит для роли Риза, но «будет дьяволом в роли Терминатора». По словам режиссёра, ему пришлось долго уговаривать Шварценеггера, сопровождая свои слова обещаниями о том, что эта роль будет значительно расширена. Арнольд, напротив, утверждает, что именно он разглядел в роли Терминатора огромный потенциал и был вынужден уговаривать Кэмерона уступить её. Перед съёмками фильма Шварценеггер три месяца тренировался с оружием.

Так или иначе, Терминатором стал Шварценеггер, а Лэнс Хенриксен исполнил небольшую роль детектива Вуковича. Впоследствии Кэмерон всё-таки снял Хенриксена в роли человекообразного робота — андроида Бишопа в фильме Чужие. Друзья Шварценеггера были в шоке, полагая, будто роль терминатора поставит крест на его актёрской карьере. Однако эта злодейская роль, состоящая всего из 17 предложений, сделала его звездой мировой величины. Впечатляющий образ абсолютно безэмоционального робота стал классическим эталоном для кинематографа. Авторство знаменитой фразы «I’ll be back» принадлежит самому Арнольду: в сценарии она звучала в форме «I’ll come back».



Все видео

Предшественники

Многие идеи фильма неоднократно обыгрывались в предшествующей научно-фантастической литературе и кинематографе. Например, робот-убийца, использующий человеческую плоть для маскировки, описан в повести Станислава Лема «Маска» (1976). Одним из ключевых образов фильма Майкла Крайтона «Мир Дикого Запада» (1973) был замаскированный под человека робот, который вышел из-под контроля и преследовал героев; в этом же фильме впервые был представлен, снятый с использованием спецэффектов, вид «из глаз» робота. Идею путешествия во времени впервые высказал Герберт Уэллс в знаменитом романе «Машина времени», а Рэй Бредбери в рассказе «И грянул гром» популярно описал, к чему может привести вмешательство в прошлое.

Более конкретные сюжетные совпадения стали причиной судебного иска со стороны американского писателя-фантаста Харлана Эллисона. В его рассказе «Солдат» повествуется о пехотинце, который из апокалиптической войны попадает в наше время. Выслушав его рассказы, политики приходят в ужас и решают, что теперь сделают всё возможное, чтобы избежать страшного будущего, однако финал рассказа остаётся тревожно неопределённым: неясно, не приведут ли принятые меры к тому самому развитию событий. В другом рассказе — «Демон со стеклянной рукой» — человечество будущего порабощено инопланетной расой, и единственный уцелевший человек спасается от преследования в далёком прошлом. С собой он носит обломок таинственной стеклянной руки. Также Эллисон утверждал, что в его рассказе «У меня нет рта и я должен кричать» описан аналог «Скайнета» — разумный компьютер, уничтоживший человечество. Два первых рассказа были экранизированы в телевизионном сериале «Внешние Пределы» (1963—1965). Продюсеры фильма решили урегулировать спор без судебного разбирательства: при выходе фильма на видео Эллисон был указан как один из авторов сюжета.

Из других интересных совпадений можно отметить малоизвестную пьесу Сэма Шепарда «Форенсик и экстерминаторы» («Forensic & the Navigators») (1967), написанную в жанре абсурда. По ходу действия появляются два терминатора, чья миссия заключается в очистке местности. Само слово употребляется в более традиционном значении — «дезинфектор». Но интересно, что в разговоре героев упоминается о некой войне.

«Терминатор» в России

В СССР стал известен во всех видеосалонах в эпоху перестроечного видеобума середины — конца 1980-х в переводах Леонида Володарского, Андрея Гаврилова и Василия Горчакова, а к 1991 году — почти одновременно со второй частью. Фигурировал первоначально под названием «Киборг-убийца» (перевод Леонида Володарского, Андрея Гаврилова). Стал одним из самых ярких впечатлений от американского кинематографа. В России в первой половине 1990-х транслировался на 1-м, а 1 января 1994 — на 4-м каналах ТРК «Останкино» с многоголосым закадровым переводом аудиостудии кинопрограмм телерадиокомпании «Останкино» (перевод озвучивали — Надежда Румянцева, Дмитрий Полонский, Виталий Ованесов), с 1996 года — на ОРТ с переводом кинокомпании «Селена Интершэшнл». На Ren-TV многоголосый закадровый перевод озвучен компанией Кипарис, на НТВ — телекомпанией НТВ+.

Сборы

Картина вышла в прокат 26 октября. При скромном бюджете в 6,4 млн долларов фильм многократно окупился. В США он собрал 38,4 млн $ и занял 9-е место в прокате 1984 года. Сборы в мире — 42 млн $. Фильм более популярен за рубежом, чем в США.

Награды

Получил Гран-При Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Франция) и 3 награды американской Академии научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов (в том числе «лучший научно-фантастический фильм»). В рейтинге лучших фильмов всех времён и народов на сайте IMDb «Терминатор» занимает 184-е место (50-е среди боевиков и 27-е среди научно-фантастических фильмов). В 2008 году был включён Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США // Lenta.ru..

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить